Идеи патриотизма, героизма и самоотверженности в Исламе и народной педагогике
Татары - древний народ, оставивший заметный след в истории человечества. Наши предки завещали нам богатые материальные и духовные ценности, замечательные обычаи и своеобразные традиции. В том числе и в области народной педагогики. С незапамятных времен центральное место в воспитании подрастающего поколения и в Исламе занимали идеи бережного отношения к Родине, соплеменникам, преданности родной земле, самоотверженность. Эти качества служили ярким доказательством зрелости человека, его соответствия тем требованиям, которые выдвигала общественная и социальная среда, в которой он рос и мужал. В связи с этим есть необходимость конкретизации этих понятий и определение их места в исторической судьбе нашего народа.
Родина – это место на земле, где родился гражданин и именно с ней связаны его родной язык, культурные и бытовые традиции его народа, многообразие окружающей природы. Чувство патриотизма связано с понятием родина. Патриот – это тот, кто ради своей родной земли, родного народа, страны, Отечества готов на жертвы. Патриотизм – качество присущее патриоту, это чувство связано с любовью к своей родине и родному народу.
Таким образом, чувство патриотизма органично вбирает в себя бесконечную любовь к своей родине, народу, родному языку, окружающей природе, национальным традициям и культуре. Нередко это чувство одерживает верх над сложными и противоречивыми чувствами и психологическими переживаниями. Это чувство созвучно с понятием «героизма». Героизм проявляется в целеустремленности к высоким идеалам, твердости и решительности на пути к их достижению. Он предполагает выдержку, несгибаемость, самоотверженность в достижении цели. Как и для другим народам, татарам присущи такие замечательные качества, как смелость и героизм и особенно это зримо проявляется в защите отчества от врагов и в труде. Смелость и отвага – черты, которыми по праву гордимся мы. Наш народ никогда не изменял Родине. Никто не решится бросить обвинения по отношению к татарам, с упреками об их нерешительности, трусости. Видный татарский поэт Хасан Туфан назвал эти качества «восхитительными».
Не случайно эти народные качества перекликаются с ценностями Ислама. Как и в народных традициях и в народной педагогике учении Исламской религии большое место занимают идеи справедливости, защиты Отечества, интересов народа, прославляются люди, посвятившие себя борьбе за высокие гуманистические идеалы, подчеркивается необходимость единения и сотрудничества в деле преобразования общества. Правоверный, выступивший на защиту родной земли и своего народа в трудную годину, проявляет самоотверженность и находит опору только во Всевышнем. А тот, кто изменит своей Отчизне, земле предков, с одной стороны достоин презрения народа, а с другой – заслужит достойной кары на этом свете и в предстоящей жизни. Об этом особенно четко сказано в Священном Коране:
«В том случае Мы, несомненно, представим тебе возможность испытать всю горечь и в этой жизни и предстоящей. И в то время ты не найдешь с Моей стороны ни защитника, ни милосердия» («Исра», 75 аят)
Примерно тот же смысл имеют следующие татарские народные поговорки: «Тот, кто не знает цену своей родины – потеряет голову, а тот, кто не знает цену земли – потеряет хлеб насущный», «Овца, отбившаяся от своего стада – будет добычей волка, мужчина, утерявший свою родину – найдет упокоение в могиле». Как учит нас мусульманская религия, обязанности, возложенные на плечи правоверного государством и обществом, должны исполняться с большим рвением, сноровкой и твердой волей.
Ильяс Халиков,
преподаватель кафедры
естественно-гуманитарных наук
РИУ (Казань)