• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Есть ли демократия в исламе?

Время чтения: 4 мин
8753

В Коране часто встречается обращение к человечеству "дети Адама". Таким образом, создаются более крепкие узы братства. Писание провозглашает, что есть только один Бог, а все остальное – есть Его творение, и поэтому все люди равны между собой.

В своей прощальной проповеди на горе Арафат во время последнего  паломничества незадолго до своей смерти Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) обобщил сущность социального посыла ислама как борьбы с расизмом: «Всё человечество – от Адама и Евы.  Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым; (никто не имеет превосходства над другим), кроме как в благочестии и хорошем нраве.  Знайте, что каждый мусульманин – брат мусульманину, и что мусульмане составляют единое братство» .

Тем не менее, универсальные постулаты Корана часто неправильно понимаются как мусульманами, так и немусульманами. Ошибочных представлений многие и которых проистекают из неправильных интерпретаций терминов «мусульманин» и «Ислам» в современном мире, которые искажают религию, его универсальные принципы и дух братства.

Известный мусульманский ученый нашего времени Мухаммад Асад уточняет эти значения в переводе Корана: «Я перевел термины «мусульманин» и «ислам» в соответствии с их оригинальной коннотацией, а именно «тот, кто отдает себя Богу» и «самоотдача человека Богу». Следует иметь в виду, что укоренившееся использование этих терминов, то есть исключительное применение их к последователям пророка Мухаммада (мир ему) представляет собой развитие после-коранического периода и, следовательно, должно избегаться в переводе Корана" [Примечание к 68:35].

«Неужели Мы решим несправедливо: сделаем мусульман и неверных равными (перед Нами)?!» (68:35).

Слово «Ислам» означает мир. Коран упоминает, что нельзя достичь истинного мира без предоставления себя Воле и нравственному закону Всевышнего. Коран  гласит, что вся вселенная, видимая и невидимая, находится в состоянии "ислама", так как это соответствует законам Бога. Утверждается, что все дети рождаются в состоянии "ислама", независимо от религиозной приверженности их родителей.

Ислам, таким образом, является не расовой, не доктринальной, но универсальной религией в основе которой лежит закон подчинения воле и нравственному закону Аллаха, который возвращает человека к его первозданному чистому виду. Такой человек есть мусульманин независимо от того, как он себя называет.

Коран провозглашает, что все люди, независимо от их вероисповедания, цвета кожи, пола и т.д., являются "халифами" или наместники, представителями Бога на земле.

«Он — Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он — Прощающий, Милосердный. Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» [6:165, 27:62].

Халиф приходит в этот мир с определенными Божьими «неотъемлемыми» правами, которые должны быть защищены обществом. Данный статус возлагает на «халифа»обязанности, за которые он несет ответственность перед Богом.

Для их выполнения Бог наделил человека способностями, которые позволяют ему отличать добро от зла.

«Обрати же свой лик и свои мысли (о Мухаммад!) к религии с искренностью и будь подальше от их заблуждений. Сохрани установления Аллаха, который сотворил людей так, что они принимают единобожие и не опровергают его. Нет изменений в творении Аллаха. Ведь единобожие - истинная вера и прямой путь. Но многобожники не ведают этой истины» [30:30].

С этим полномочием приходит "свобода выбора", за которую человек остается в ответе перед Творцом. Основание «Судного дня» заключено в идее, что Бог дал человеку свободную волю в качестве его основных прав.

Бог оставляет за собой исключительное право судить о благочестии или праведности человека, и ни один человек не должен вторгаться в эту границу. Называть другого «кафиром» без основания - кощунство.

Идея «халифа», или представителей Бога на земле, естественно приводит к мысли, что «халифа» не может быть правителем. Суверенитет народов представляет суверенитет Бога на земле. Поэтому легитимность демократического управления была заложена в Коране четырнадцать веков назад. Кроме того, к духу единства в многообразии призывают многие аяты Корана, что обеспечивает возможность плюрализма в обществе.

Самое первое сообщество Пророка (мир ему), созданное в Медине, регулировалось демократическими принципами. Устав Медины является самой первой конституцией в истории человечества, которая  заложила федеральную систему управления. Современные ученые поражаются сходству между этим документом и американской конституцией, составленной одиннадцать веков спустя.

Daily Star

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle