За этим лозунгом безбожники прятались во все времена
На рубеже XIX-XX века внимание мирового сообщества было сосредоточено на Балканах. Балканский полуостров в начале двадцатого века считали европейским пороховым погребом. Дело в том, что в этом регионе сталкивались интересы нескольких лидирующих стран. Османская империя оставила хорошее наследство, овладеть которым хотели многие. Помимо геополитических интересов европейцев на этом клочке земли не могли не интересовать и духовные ценности, народов, которые проживали веками на Балканах. На страницах газет разгорались дискуссии по вопросам религии. Не остался в стороне от полемики и известный публицист и общественный деятель Юсуф Акчура, работавший в то время специальным корреспондентом оренбургской татарской газеты «Вакыт» («Время») в Стамбуле. В 442 номере за 12 марта 1909 года он опубликовал статью о жарких дебатах в Милли междлисе (Национальном собрании) Турции по вопросам религии. Впрочем, обратимся к тексту самой публикации:
В Турции все вопросы, в том числе и аграрные, рассматриваются через призму религии ислам. Кстати, до недавнего времени так было и у нас в России, когда большинство представителей российских православных крестьянского сословия занимались земельным вопросом, мусульмане решали земельный вопрос вкупе с вопросом религиозным и придавали этому важное значение. А на востоке уж подавно дела духовной сферы рассматриваются без отрыва от национальных проблем. Подобно тому, как у мусульман ислам и национальные особенности неразрывны, русские, сербы, хорваты, болгары, греки идентифицируют свою национальную принадлежность согласно своей религии. Именно поэтому, когда татарский крестьянин печется о делах религии он подразумевает и вопрос о своей национальной принадлежности.
Когда македонцы во время раздора и взаимных упреков заявляют: «Я – грек» или «Я - болгарин», то это следует понимать, как первый желает подчеркнуть, что он «экзархист» в то время как второй намекает, что он «патриархист-православный» (здесь имеются в виду духовные лидеры болгар (экзарх) и греков (патриарх)). Болгары еще до своего освобождения от турецкого владычества и соответственно от политического влияния Турции, вышли из-под влияния патриарха и греческой церкви в целом. К слову, между этими двумя церквями нет больших различий в акыде (вероубеждении, форме раскрытия веры), а те, кто следуют за экзархом должны совершать религиозные обряды исключительно на своем родном языке.
В Османской империи подобно тому, как среди представителей разных религий и течений не исчерпаны различия и противоречия, так и в едином масхабе нет полного единства. Например, две-три недели назад в турецком парламенте была предпринята попытка распутать клубок проблем Македонии. Этот клубок настолько запутан, что стоит потянут за одну ниточку, так клубок становится еще более запутанным. Депутаты в течение пяти-шести сессий парламента не только не смогли выработать единого мнения, но противоречия только углубились. Одним из подобных новых противостояний стал разразившийся скандал между депутатами на головах которых чалма, (следует заметить, что таких депутатов в турецком парламенте довольно много) с одним из ярких представителей турецкой интеллигенции доктором Риза Тауфик беком.
В своей речи философ Риза бей заявил: «Религиозная принадлежность - дело совести отдельного лица. Она по приказу не исполняется. Власть не вправе силой принудить экзархиста стать патриархистом. А потому не следует вмешиваться государству в то противостояние, которое намечается в Македонии. Согласно Конституции Турции, пусть будет соблюдаться статья о свободе религии, свободе совести». Известно также высказывание ученого о том, что «патриарх берет грех на душу, когда приводит в пример Шариат, касаясь проблем церковных благотворительных фондов, и при этом он не желает признавать каноны Шариата по иным насущным житейским вопросам». И напоследок добавил в сердцах: «Греческий патриарх давно имеет зуб на меня». После чего Ризе бею даже не дали завершить выступление и прервали на полуслове. Присутствовавшие в зале заседания противники вынудили его покинуть трибуну. К сожалению, в тот день я с опозданием пришел на заседание и не смог воочию наблюдать произошедшее. Тем не менее, мне удалось быть свидетелем того, как в кулуарах парламента философ яростно отстаивал свою позицию в споре со своими оппонентами. Один из религиозных деятелей горячо доказывал, что утверждение: «Религиозная принадлежность - дело совести! Это лозунг, за которым прячутся безбожники…»
Откровенно говоря, раздражение религиозных деятелей к позиции философа вызваны не только по этой проблеме, он и раньше в ряде своих выступлений высказывал довольно противоречивые взгляды.
(Продолжение следует)
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.