• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Укрепляем шариат для укрепления власти трудящихся». Изгибы политики Советской власти на Кавказе в 20-ые годы прошлого века

Время чтения: 6 мин
3762

К революции 1917 года горское общество отнеслось неоднозначно: представители горской аристократии отнеслись к ней враждебно, беднейшие слои населения наоборот поддержали большевиков. Как заявил в ходе событий 1917 года член Кавказского краевого комитета РКП(б)Кавтарадзе: «Политика Советской власти (на Кавказе) опирается, а если не опирается, то должна опираться на ингушей и чеченцев».

Со своей стороны представители горской интеллигенции в мае 1917 года созвали съезд горских народов где был сформирован Временный Центральный Комитет Союза Объединенных горцев Северного Кавказа. На нем обозначились два самых популярных у населения направления: социалистов, выступающих за преобразования в революционном духе и «шариатистов», ратующих за создание шариатского имамата.

Особую активность проявили представители «шариатистов» Наджмуддин Гоцинский и Узун-хаджи.

На 2-ом съезде горских народов в ауле Ведено Гоцинский был избран имамом Чечни и Дагестана. Сторонники установления Советской власти в знак протеста покинули съезд.

Гоцинский призвал все сельские общества ввести у себя законы шариата, но в то же время «поддерживать добрососедские отношения между нашими народами и русскими, дабы за преступников не пострадали невинные лица».

11 мая 1918 года на Батумской конференции было объявлено о создании Горской республики, руководство которой через два дня объявило об отделении от России и обратилось за помощью к Турции.

В октябре турецкие войска под командованием Иззет-паши вошли на территорию Дагестана и заняли Дербент, Буйнакск и Махачкалу.

В начале 1919 года в Кабарду и Дагестан вошла Добровольческая армия генерала Деникина, установившая свою власть при поддержке английских войск. В ответ на это в Дагестане началось восстание против «колониального ярма», поддержанное большевиками.

13 ноября была провозглашена автономия Дагестана, а 17 ноября – Горская автономия.

Большевики учли, что шариат пользовался большим авторитетом среди горцев и выдвинули лозунг: «Да здравствует Советская власть, шариат и объединение народов».

В сентябре 1920 года в горных районах Чечни и северной части Дагестана вспыхнуло восстание, которое возглавили Нажмутдин Гоцинский и внук имама Шамиля Саид-Бей.

Восстание удалось подавить лишь с привлечением значительных сил Красной Армии к октябрю 1921 года. Еще во время восстания 20 января 1921 года во Владикавказе был созван Горский учредительный съезд. На этот учредительный съезд прибыл народный комиссар по делам национальностей И. Сталин. Съезд основным условием признания Советской власти выставил следующие условия: 1) если основным законом Горской республики будут признаны шариат и адат без вмешательства центрального правительства в горские дела; 2) если ранее отобранные царизмом у горцев горские земли будут им возвращены обратно.

Большевики вынуждены были согласиться на эти условия, и съезд признал Советскую власть. В результате этого договора между горскими представителями и Советами 20 января была провозглашена Горская советская республика в составе областей: Чечня, Ингушетия, Осетия, Кабарда, Балкария и Карачай. Дагестан был объявлен отдельной советской республикой.

Выступивший на учредительном съезде Советов Горской АССР с речью “О шариате” кандидат в члены ЦК РКП(б) С. Киров, в частности, сказал: “Можно молиться, верить и надеяться на что хочешь, но когда вопрос идет о шариате, то тут затрагивается не одна религиозная сторона, но так же и область общего управления. Мы укрепляем шариат для укрепления власти трудящихся. Как это вы делаете –этот вопрос ни с какой стороны нас не интересует. Это ваше дело…Если же, благодаря автономии, шариатскому суду и прочему, попытается развязать руки контрреволюция, мы тогда скажем: этот шариат нам не годится!».

Однако Горская советская республика просуществовала недолго. Большевики решили, что легче будет управлять горцами по принципу «разделяй и властвуй», как это делалось царским правительством. Уже в 1924 году Горская республика фактически перестает существовать и декретом центрального Советского правительства создаются автономные области: 1) Карачай-Черкесская (12 января 1922 г.), 2) Кабардино-Балкарская (16 января 1922 г.), 3) Адыгейская (27 января 1922 г.), 4) Чеченская (20 ноября 1922 г.), 5) Ингушская (7 июля 1924 г.), 6) Северо-Осетинская (7 июля 1924 г.).

В ответ на такую политику уже в 1923 году шейх Али Митаев провозглашает джихад против неверных за создание независимой шариатской республики. В короткое время под свои знамена он собирает более 12 тысяч мюридов. Это вынудило Советское правительство направить на Кавказ войсковую группировку под командованием командующего Северо-Кавказским военным округом И. Уборевича общей численностью 4480 пехоты, 2017 кавалерии при 137 станковых и 102 ручных пулеметах, 14 горных и 10 легких орудий. Кроме того, к участию в операции были привлечены бронепоезд, 16 самолетов, 341 человек из состава Кавказской Краснознаменной Армии ( горских национальностей) и 307 человек из состава ГПУ.

Операция по разоружению местного населения продолжалась с 22 августа по 13 сентября 1925 года. Было арестовано 309 оказавших вооруженное сопротивление мюридов. Из них 11 руководителей, включая Наджмуддина Гоцинского, которого позднее расстреляли.

Все же до конца 20-х годов с помощью местных коммунистов удавалось поддерживать более ими менее спокойную обстановку в Чечне.

В Дагестане до конца 20-х годов так же с помощью местных коммунистов проводилась гибкая политика по отношению к религии, учитывая, что патриархально-родовые отношения здесь складывались веками и жители Дагестана – региона со сложной этнической оставляющей не были психологически и мировоззренчески готовы к переменам. В этих условиях, например, быстрое проведение в жизнь принципа отделения школы от церкви было невозможно, и Советская власть вплоть до 1924 года разрешала преподавание Корана в советских школах.

В Дагестане, как и в других мусульманских регионах страны, наряду с народными судами некоторое время сосуществовали шариатские суды, осуществлявшие делопроизводство на основе шариата. Во главе всех шариатских судов стоял популярный шейх Али-Хаджи Акушинский. До июля 1922 года шариатские суды находились на государственном обеспечении. После их учреждение и содержание было всецело предоставлено на усмотрение сельских обществ. Отделение школы от церкви так же происходило постепенно.

Первые советские школы в Дагестане были своеобразной переходной формой от религиозных школ к светским. Многие из них мало чем отличались от старых школ при мечетях. Из-за острой нехватки учительских кадров органы просвещения республики были вынуждены привлечь в советские школы в качестве учителей представителей духовенства.

Однако по мере укрепления советской власти ее политика по отношению к религии менялась и не в лучшую сторону. Один из пунктов, принятой на VIII съезде РКП(б) гласил: «Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительскую и антирелигиозную пропаганду».

К началу 1926 года на территории республики Дагестан осталось только 8 шариатских судов, а к концу года они практически прекратили свое существование. 18 апреля 1927 года постановлением ДагЦИКа шариатские суды были официально упразднены к ноябрю 1927 года. Так же в Дагестане активно проходил процесс изъятия вакуфного имущества. Однако не все проходило гладко для Советской власти. Органы ЧК в Дагестане к 1928 году зарегистрировали до 150 выступлений против наступления на религию.

Окончательно вакуфное землевладение было ликвидировано при осуществлении земельно-водной реформы в конце 20-х годов. Так же в конце 20-х годов началась решительная и бескомпромиссная борьба с религиозными школами.

Задача борьбы с ними была названа даже в числе главных задач культурного строительства в Дагестане в пятилетке 1928/1929 - 1932/1933 гг. Если до начала 30-х годов в Дагестане отношения представителей Советской власти с религией строились с учетом местных особенностей, то с этого времени местными властями была принята общегосударственная и общепартийная линия в по отношению к религии.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle