Ткани из мусульманских стран были последним криком моды в Европе
Один из самых драгоценных образцов – шёлковая накидка египетского мамлюкского султана, на которой была нанесена надпись «Султан, обладающий глубокими знаниями», датируемая 14 веком и найденная в церкви Святой Марии (Данциг). Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги "1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию".
Восхищение Европы тканями, произведёнными в мусульманских странах, началось в Средние Века, когда они были привезены крестоносцами и торговцами. Они настолько ценились, что Римский Папа Сильвестер II был похоронен в роскошном персидском шёлковом одеянии. Королева Элеанора, кастильская невеста короля Эдварда I, привезла в Англию андалузские ковры в качестве драгоценных изделий своего приданого в 1255 году.
Расцвет лёгкой промышленности Персии совпал с самым активным периодом торговых отношений с Англией в 17 веке. В 1616 году персидский шах выдал Англии в счёт долга три тысячи тюков для развития торговли, после чего этот товар начал возглавлять список импортируемых продуктов. Три года спустя на корабле «Ройал Анна» (англ. «Royal Anne») через Сурат в Англию были привезены одиннадцать тюков персидского шёлка. Правящий в тот период король Джеймс (Яков) I был настолько восхищён этими тканями, что решил создать шёлковую промышленность в Англии. Он закупил личинок шёлкопряда и отдал указания по специальному уходу за ними в провинциях своей страны и в садах Уайтхолл. Король также приказал французу Джону Бонойлю (John Bonoeil), управляющему королевскими шёлковыми делами, составить трактат о технологии производства шёлка, опубликованный в 1622 году.
Торговля с Индией в этот период была тоже плодотворной благодаря активному участию Восточной Индийской компании в процессе знакомства английского населения с индийским ситцем. Эта ткань с окрашенными мусульманскими узорами стала образцом для создания как европейского шёлка, так и обоев.
К 17 веку импортированные ткани из мусульманских стран были последним криком моды в новом буржуазным обществе Европы, вследствие чего местная промышленность оказалась под угрозой. В 1685 году западные изготовители шёлка были полны недовольства, в то время как французские и британские торговцы старались запретить работу с Восточной Индийской компанией, не желая мириться с зарубежной конкуренцией.
Британия среагировала на данную проблему в 1700 году, издав акт, ограничивающий импорт шёлка из мусульманских стран, а так же индийского ситца, персидских и китайских тканей. Торговцы остались в выигрыше от этих ограничений на покупку изделий в соответственных странах.
Шёлк привозили не только из Персии, но и из Турции. Ткань отменного качества, производилась в Бурсе, где мастера создавали очень красивые образцы, украшенные растительными мотивами Изника (вы можете прочитать об этом в главе «Гончарное дело»). Отсюда шёлк и вельвет попали во дворцы османских султанов и использовались в домашней утвари в качестве занавесок и покрытия для диванов и соф, становясь важной частью внутреннего декора. Леди Монтегю упоминала о славе турецких тканей и любила стиль турецкого платья, предпочитая его в одежде.
Другим поклонником турецких тканей и платья был влиятельный шведский художник Жан Этьен Лиотар, проживший в Стамбуле пять лет и одевавшийся как местный житель. Его женские портреты из серии «натурщиц султана» («sitters en sultanе») помогли распространить моду на турецкую одежду по всей Европе.
Есть некоторые изделия, которые до сих пор носят названия, связанные с мусульманской географией и культурой: например, муслин – от названия города Мосул, где была впервые изготовлена эта ткань; дамаст (материя) – от Дамаска; балдахин (сделанный в Багдаде); газ (материя) – от названия морского порта Газа на южном побережье Палестины; хлопок (на англ. cotton) – от арабского слова «qutn», обозначающего хлопок-сырец; сатин – от названия Зайтуни, где мусульманские торговцы, осуществляли импорт богатых тканей из китайского порта Цеутунг.
Специально для Islam-Today.ru