Золотая Орда: веротерпимость и распространение ислама
Монгольское нашествие в XIII веке кардинально изменило естественный ход истории не только Поволжья, но и всего евразийского пространства. После потери самостоятельности в 1236 году волжские булгары оказались в орбите нового политического союза – Улуса Джучи (Золотой Орды), где в силу обширности территорий были объединены многие народы.
На начальном этапе ислам был распространен в Среднем Поволжье (Булгария) и Приаралье (Хорезм). Исповедовали ислам некоторые кыпчакские племена Центральной Азии, а также татары и уйгуры, составлявшие часть военнослужилой знати и административной верхушки Улуса Джучи.
Волжская Булгария: принятие ислама и становление мусульманского духовенства
Основой политики монгольских ханов являлись веротерпимость и лояльное отношение к различным религиям. Эта тенденция сохранялась на протяжении всей истории Золотой Орды.
Постепенно, под влиянием местного мусульманского населения, ислам начинает распространяться среди аристократии и представителей власти. Первым ханом Золотой Орды, принявшим ислам, был Берке хан. Он сыграл большую роль в распространении ислама в стране. Стали строиться мечети и медресе, под сильным влиянием суфийских братств начала формироваться религиозная структура.
Шейхи суфийских орденов, благодаря своему влиянию, начинают играть ведущую роль в религиозной структуре государства. Во главе мусульманского духовенства становится сейид (потомок пророка Мухаммеда ﷺ), который, по сути, выполняет роль духовного лидера страны.
К этому времени, в связи с развитием мусульманского законодательства, появляются кадии, муфтии. Они выступают в роли факихов, но, помимо вопросов теологии, больше занимаются судебной и религиозной практикой.
Во время правления хана Узбека (1312–1342) ислам в Улусе Джучи окончательно становится государственной религией, проникая во все сферы общественной жизни. К этому времени формируется иерархическая структура мусульманского духовенства. Знаменитый арабский путешественник Ибн Батутта привел следующий список мусульманских священнослужителей: это «шерифы» (сейиды), «шейхи», «кадии», «правоведы» (факихи), «талибы», «факиры» (дервиши). Он упоминал и другие категории лиц, связанных с исповеданием ислама, – «имамов» (просто имамов, правоведов-ученых имамов), «благочестивого паломника», т.е., надо думать, хаджиев, «проповедников» (хатыбов).
Показательно, что ученый-имам (правовед) мог быть одновременно шейхом, а шейх – преподавателем и правоведом. Правоведы же могли быть проповедниками и наставниками.
Следует также заметить, что в отдельных ответвлениях мусульманских священнослужителей Ибн Баттута выделяет собственную внутреннюю иерархию. Например, среди кадиев он отмечает «главного кадия» (кази ал-куззат) (в городе Сарае), «кадия–старшину» (старшего кадия) и просто «кадия», а среди правоведов – правоведа-имама, правоведаученого имама, правоведа-наставника, правоведа-шейха, правоведапроповедника, великого правоведа, наконец, среди шейхов – просто шейхов или «шейхов тюркских – яргучи» и «старшину шейх-заде».
Тест: знаем ли мы историю путешествия Ахмеда ибн Фадлана в Волжскую Булгарию?
В середине XIV века в Улусе Джучи жили и творили выдающиеся знатоки богословия и фикха, представители различных мазхабов и суфийских братств. Тогда же происходило и становление всеобщей системы мусульманского образования. Обычно медресе организовывались при мечети или известной усыпальнице какого-нибудь святого, служившей местом паломничества. Средства на содержание мечети и медресе, а также больницы при них, часто давали вакфы (обычно это были караван-сараи или бани). Многие улемы получали высокие должности при дворе ханов и определенное денежное или вакуфное содержание.
Таким образом, несмотря на всеобщую исламизацию Золотой Орды, мусульманское духовенство не имело четкой централизованной религиозной структуры. Окончательное структурирование мусульманского духовенства завершилось только с образованием Астраханского, Казанского и Крымского ханств.
Амишев Р.И.