• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Сахибждамал Султан и первые татарки, получившие европейское образование

Время чтения: 4 мин
1101

Сахибджамал Султан родилась 10 марта 1901 года в татарской деревне Инза Пензенской губернии в семье Хасана Алимова и Хадичи Гаффаровой. Ее отец в 1905 году в поисках лучшей жизни отправился на Дальний Восток. Здесь он начал заниматься передвижной торговлей и в результате обосновался в китайской Маньчжурии в городе Харбин.

В последующем сюда же переехала его семья. Отец Сахибджамал вместе с родственниками продолжал заниматься передвижной торговлей: они ездили в китайские поселения и предлагали местным жителям мануфактурные изделия и меха.

К этому времени в городах китайской Маньчжурии, где проходила Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), возникают татарские общины. Эта железнодорожная магистраль являлась южной веткой Транссибирской магистрали и была построена в 1897–1903 годах на основе особого соглашения между Российской империей и Китаем.

Согласно этому соглашению КВЖД принадлежала Российской империи и обслуживалась ее подданными. Харбин считался культурной и торговой столицей Маньчжурии. Город Харбин, являвшийся культурной и торговой столицей Маньчжурии, был одним из важнейших городов через которую проходила эта магистраль.

Здесь за короткий срок татары смогли создать свою общину, построить мечеть и школу. Очень важную роль в этом деле сыграл имам харбинской общины Гинаятулла хазрат Ахмади (Салихмет).

Начальное образование Сахибджамал получила в татарской школе у Гинаятуллы хазрата, в которой проучилась 5 лет. Параллельно отец записал ее в частную русскую школу. После этого Сахибджамал продолжила обучение в знаменитой русской гимназии Харбина.

В это время в татарских общинах Дальнего Востока стало формироваться интересное явление – семьи стали уделять особое внимание образованию девочек. Мальчики как правило после окончания татарской начальной школы начинали помогать старшим в делах торговли, а вот девочкам предоставлялась возможность продолжить свое обучение.

Это интересно: Как было организовано исламское образование в Татарстане в начале прошлого века?

Так, после окончания русской гимназии Сахибджамал поступила в фельдшерско-акушерскую школу и получила диплом акушера. Она загорелась желанием поступить на медицинский факультет, однако ни в Харбине, ни в других близлежащих городах такой возможности не было, а с приходом к власти большевиков путь в Россию был закрыт. В результате она приняла решение ехать учиться в Европу.

Из местной татарской молодежи желавшей получить образование в Европе сформировалась небольшая группа: Рашид Рахмети (будущий известный турецкий филолог профессор Рашид Рахмети Арат), его невеста Рабига Ибрахим (в последующем Арат), Сахибджамал Султан, Габидулла Бадай (жених Сахибджамал), Габидулла Байчура, Габдулла Сунай, Ибрахим Вели (в последующем профессор анатомии медицинского факультета Анкарского университета Ибрахим Вели Одар).

Все они не имели особых финансовых средств, но у них было большое желание и стремление получить хорошее образование.

Нужно отметить, что в начале XX века были татарские юноши, получившие образование в Европе. В основном это были представители знаменитых купеческих семей, например: Рамиевы из Оренбурга или Каримовы из Казани. Так же стоит отдельно отметить Юсуфа Акчуру и Садри Максуди. Но для девушек это было впервые.

В результате проделав большой путь через океаны, осенью 1922 года они смогли достигнуть Берлина. Оказалось, что в 1922 году в Германию приехали учиться еще несколько татарок. Всего их общее количество было до 10 человек. Большинство из них выбрали медицинское образование. Среди них: Хаирниса Исмагил, Шамсиль Ашраф, Зухра Кашай, поступили в Гейдельбергский университет, а Рабига Ибрахим и Сахибджамал Султан на медицинский факультет Берлинского университета. Эти пять девушек стали первыми татарками, получившими образование в Европе.

Также среди первых девушек была Сагадат Исхаки Чагатай, дочь Гаяза Исхаки. Ей с трудом удалось покинуть Советскую Россию. Несмотря на приглашение отца, находившегося тогда в эмиграции в Берлине, Советская власть не хотела давать Сагадат заграничный паспорт. В результате, чтобы попасть в Европу, ей пришлось в ноябре 1922 года тайком перейти советско-финскую границу.

Это интересно: Первые контакты арабов с тюрками (булгарами)

Продолжение следует…

Использованные источники:

1. Mahmut Tahir. Rusya dışındaki Kazan Türkleri // Kazan, 1970. Sayı 2. S. 37-40.
2. Usmanova Larisa. The Türk-Tatar diaspora in Northeast Asia = Šimali- Šärqi Asiyadaγi Törki-Tatar diasporasi: transformation of consciousness: a historical and sociological accounts between 1898 and the 1950s. Tokyo, 2007. P. 110-111.
3. Габдерәшит Ибраһимов. Дәүре Галәм (Дөнья тирәли). Казан. 2001. Б. 94-98.
4. Saadet Çağatay. Dr. Sаhib Cemal Sultan (10.3.1901 - 27.5.1975) // Kazan, 1975. Sayı 16. S. 42-44.
5. Фотоматериалы из статьи: Saadet Çağatay. Dr. Sаhib Cemal Sultan (10.3.1901 - 27.5.1975) // Kazan, 1975. Sayı 16. S. 42-44.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle