Никах: почему институт брака в исламе имеет особо важное значение?
Важнейшей обязанностью приходского духовенства было регулирование семейно-брачных отношений мусульман, прежде всего это касалось заключения брака – никаха. Институт брака в исламе имеет особо важное значение.
Духовное собрание принимало непосредственное участие в регулировании семейно-брачных отношений мусульман страны: издавало циркуляры и указы приходских имамов, разъясняло им их обязанности.
Так, в целях устранения «малолетних браков», на основании указа правительства, ОМДС в 1835 году дало приходским имамам указание не венчать жениха ранее 18 лет, а невесту – ранее 16 лет. Отныне имамы обязывались проверять ревизские сказки, метрические тетради и уточнять точный возраст брачующихся.
Преследуя свои материальные интересы, приходское духовенство порой нарушало светский закон, тайно заключая браки между несовершеннолетними, оправдывая их законом шариата, по которому разрешалось вступать в брак юноше с 15 лет, девушке – с 9 лет.
Важно отметить, что если духовное лицо было «виновно по духовным делам», то оно подлежало суду и взысканиям со стороны ОМДС. Во всех же прочих проступках и преступлениях оно подлежало суду светскому, на основании законов уголовного судопроизводства.
Хранитель культуры и традиций: почему мулла в татарской деревне был всем
В 1849 году императором Николаем I был издан указ о наказании мулл за совершение ранних бракосочетаний «тюремным заключением до шести месяцев», позже – и увольнением. Так, в декабре 1892 года по решению Казанского окружного суда был отстранен от должности имам д.
Старых Мрясовых Челнов Спасского уезда Ахметзян Мухамметзянов за совершение брака Губайдуллиной, не достигшей определенного законом шестнадцатилетнего возраста.
В мае 1893 года, также по обвинению в совершении обряда бракосочетания с несовершеннолетней девушкой, по приговору суда был уволен с должности и заключен под арест на месяц имам-хатыб Сенной мечети (современная мечеть «Нурулла») г. Казани Хузиахмет Музафаров.
В 1854 году Шигабутдин Марджани по обвинению в совершении бракосочетания Мустафы бин Мухаммада аш-Шыгырданый с несовершеннолетней девушкой Махруем – дочерью Зиханша бин Мухаммада ал-Карили, был отстранен от исполнения религиозных обязанностей. После повторной проверки выяснилось, что Ш.Марджани, был невиновен и его восстановили в должности.
ОМДС в своих постановлениях убеждало приходское духовенство не допускать насильственных браков. В «Правилах» от 29 января 1841 года особо отмечалось, что «имамы при совершении брака о согласии невесты на брак не должны были верить словам валиев, а обязаны удостовериться через правоспособных свидетелей о согласии невесты вступить в брак».
Хотя ислам разрешал брак мусульманина с христианкой или иудейкой, среди татар-мусульман отсутствовали межконфессиональные браки или были очень редким явлением. На наш взгляд, это следствие охранительного начала в сознании членов мусульманской общины своей этноконфессиональной идентичности.
Мусульманские обряды как неотъемлемая часть татарского быта
Согласно российскому законодательству, дети, родившиеся в семье, состоявшей из христианина и представителя другой конфессии записывались православными. Попытки некоторых мусульман заключать браки с представителями других конфессий наталкивались на полное непонимание и неприятие единоверцев.
С 1829 года муллам было вменено в обязанность взимать с молодоженов «брачную пошлину» за заключение брака. В начале ХХ века пошлина составляла 25 копеек (позже стала 50 копеек). Сборы направлялись в Духовное собрание и являлись важным источником доходов ОМДС.
В обязанности имамов входили поддержка прихожан в семейной жизни, решение внутрисемейных конфликтов, поддержка советом в трудные периоды их жизни и всяческое содействие в сохранении целостности семей. В связи с этим правовым аспектам развода уделялось особое внимание.
С 1829 года, по постановлению ОМДС, имамы были обязаны записывать все разводы в метрические книги и брать подписи от участвующих сторон и свидетелей. Первоочередной задачей духовных лиц являлось примирение супругов, иногда это удавалось.
С супругов брали подписку (тагаллюк) о прекращении взаимных претензий. Муж и жена, свидетели и приходской имам также ставили подписи в метрических книгах. Аналогично рассматривались жалобы жен на побои мужей. В таких случаях имамы производили разбирательство с привлечением виновного к ответственности.
Амишев Р.И.