• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мухлиса Буби - первая в истории России женщина-казый (судья)

Время чтения: 8 мин
6285

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда на свет появляется девочка, Всевышний Аллах посылает туда ангелов, а они приветствуют: "Мир вам обитатели этого дома!" Затем ангелы покрывают родившуюся девочку своими крыльями, поглаживают головку и говорят: "Как она слаба и беспомощна, и вышла из слабого тела. Если отец будет растить её, то до Судного Дня ему будет помощь от Аллаха"» (хадис передал ат-Табарани).

101 год назад (как это было давно, согласитесь?) 6 мая 1917 года произошло важное историческое событие для всей уммы не только современного Татарстана, но и Российской империи – Всероссийский съезд мусульман избрал муфтия и духовное управление мусульман России в составе шести кади (судей), одной из них стала Мухлиса Буби.

Значение этого события огромно не только потому, что Мухлиса Буби стала первой женщиной судьей в истории России, но и из-за огромной роли, которую она сыграла в деле борьбы за женское равноправие в среде мусульманских народов России и СССР.

Вернёмся в далёкий 1917 год, когда 1 мая в Москве открылся Всероссийский общемусульманский съезд, в работе которого приняло участие порядка 900 делегатов, из которых 112 – женщины. Помимо множества других вопросов, в ходе съезда был принят ряд решений о правах женщин, включавшие не просто декларативные заявления о равноправии, но и перечень мер, необходимых для движения к этому этого равноправию. К примеру, принятая съездом рабочая программа включала пункт о необходимости создания детских садов при предприятиях.

Это был первый всероссийский общемусульманский съезд, в работе которого участвовали женщины. Одна из них — Салима Якупова, председатель Центрального бюро мусульманок России, - была избрана в президиум съезда.

На посты кади было выдвинуто три женские кандидатуры: Мухлиса Буби, Мариам Поташчи (Поташева) и Фахрельбант Акчурина. Но достаточное число голосов получила только Мухлиса (302 голоса за, 208 – против).

Сам съезд проходил на фоне пикового подъёма женского движения в России. Непосредственно внутри собственно исламских сообществ шёл происходил бурный рост женских движений. Первые женские общества среди мусульманок России стали возникать только на рубеже веков (первое – в 1898-м году).

Изначально, как и везде, это были благотворительные общества. Важно, что уже в самом начале они сосредоточились, прежде всего, на благотворительности в области женского образования. Было написано несколько трудов, в которых обосновывались утверждения о потенциально заложенном в Коране равноправии мужчин и женщин, или, по крайней мере, куда большем приближении к равенству, чем современное авторам положение. В трудах того же круга доказывалась необходимость популяризации женского образования для развития общества и возрождения мусульманского мира.

Родилась Мухлиса в семье муллы Габдельгалляма и абыстай Бадрелбанат Нигматуллиных в селе Иж-Бобья. Образование получила в местном медресе, фактически у своей матери, которая и открыла при медресе женские «классы» в 1857-м году. Мухлису в возрасте 18 лет отдали замуж за муллу другой деревни. Однако брак бул неудачным, в результате в 1895-м году братья Габдулла и Губайдулла, приехавшие в гости, увезли сестру и двух её дочерей (приёмную и родную) с собой.

Как раз в это время они приняли от отца и возглавили существовавшее с XVIII века местное, до того не примечательное, медресе и совместно с жёнами Хуснифатимой, Насимой и сестрой начали в нём масштабные реформы обучения.

После первых реформ Иж-Бубинское «училище» ещё сильно уступало другим джадидским медресе и в известности, и в количестве светских предметов, и в продолжительности обучения. Сильной стороной его изначально стала женская часть медресе – обучение в нём строилось по той же программе, что и в мужских классах. Недостаток образования преподавательницы компенсировали регулярными вечерними занятиями с другими преподавателями.

Село было довольно богатым – действовало два кирпичных завода, из села происходило несколько купеческих фамилий, потому недостатка в жертвователях не было. Нигматуллины-Буби смогли собрать значительную по тем временам библиотеку и привлечь ещё нескольких преподавателей, получивших европейское и турецкое высшее образование, организовать химическую и физическую лаборатории.

Вечерние «факультативы» в этих условиях стали полноценной самостоятельной программой, превратившись в курсы мугаллимов (учителей) для мужчин и женщин, куда для углубления своего образования приезжали выпускники и ученики медресе и мектебов из разных уголков Российской Империи.

К 1905-м году медресе в Иж-Буби становится одним из самых известных медресе России, а женская его часть – возможно, самым известным женским медресе империи. К этому времени объём светской программы был приблизительно таким же, как в имперских гимназиях (куда доступ иноверцам был сильно затруднен).

Делом всей жизни Мухлисы абыстай стало обучение и воспитание девочек, создание для этой цели образовательно-просветительского комплекса на базе старого медресе Буби для воспитания и обучения юношества.

За десять лет вся семья Буби создала целый комплекс учебных заведений, куда вошли мужское медресе с восьмилетним курсом обучения, восьмилетнее женское медресе и четырехлетняя начальная школа. Стоит отметить, что это стало первым для татарского народа местом, где можно было получить среднее светское образование на родном языке. Здесь же готовили учителей и учительниц для новометодных татарских школ.

То, что воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры является одним из самых главных условий, способствующих преодолению отсталости и обеспечения прогресса нации, отмечали и браться Мухлисы Буби. Однако первая же проблема, с которой столкнулась семья Буби, – отсутствие кадров для обучения девушек. Тогда братьями было принято решение подготовить сестру и своих жен к предстоящей работе в женской школе.

Параллельно с подготовкой к предстоящей работе, Мухлиса изучала богословские науки по программе мужского медресе под руководством братьев. К 1905 году она стала высокообразованной женщиной, хорошо знавшей исламское вероучение. Братья полностью поручили сестре руководство дарельмугаллиматом (женской учительской семинарией). Признанием авторитета Мухлисы как руководителя медресе и ученого-богослова стало то, что ее начали называть «мулла-абыстай».

Что касается учебной программы медресе, то в число основных предметов вошли вероучение (включая основы мусульманского права), татарский язык и литература, русский язык и литература, математика. Помимо этого, преподавались такие дисциплины, как арабский язык, география, естествознание, педагогика и методика, каллиграфия, рисование, домоводство, рукоделие.

В 1905-1908 годы при школе начинают открываться педагогические училища, разрешают принимать экзамены и выдавать свидетельства о присуждении звания учителя-мугаллима и учительницы-мугаллимы. Безусловно, эти свидетельства были официальным документом, признаваемым административными органами России.

В 1914 году открывается другое женское медресе, а параллельно получается разрешение на открытие женской учительской семинарии. Мухлиса Буби стала во главе этой семинарии, и в этой должности встретила своё избрание на пост кади духовного управления мусульман.

Современники описывали её как начитанную женщину, прекрасно владевшую, помимо татарского, арабским и фарси. Она завоевала большое уважение в округе, её сын Габдулла говорил, что именно к авторитету матери он апеллировал, когда кто-то проявлял недоверие к нововведениям, производившимся в медресе.

Мухлиса Буби активно включилась в работу ЦДУМ, в её ведение определили дела, касающиеся семейных разбирательств. В это же время центральное бюро мусульманок развернуло активную деятельность по созданию женских комитетов. Их создание происходило неравномерно, в европейской части и в Сибири новые женские комитеты возникли во многих селах, на Кавказе и в Средней Азии только в некоторых городах. Комитеты мусульманок рассылали лекторш и иногда лекторов с лекциями и разъяснениями решений московского общемусульманского съезда по деревням, налаживали выпуск листовок и сбор средств.

Определённую поддержку новой судье оказали коллеги-кади и избранный муфтий Галимджан Баруди.

Чтобы лучше понять, в чём заключалась работа Мухлисы Буби и других передовых мусульманок, давайте ознакомимся с наиболее значимыми решениями всеобщего всероссийского мусульманского съезда по женскому вопросу по итогам специального заседания 9 мая 1917 г.

«Лишь та нация может быть сильной, чьи женщины наделены равными правами, и это равенство возможно осуществить, если только женщины будут готовы участвовать в деятельности учреждений, разрабатывающих законодательство о женщинах; поэтому мусульманки должны быть равны с мужчинами в политических правах. Женщины должны избирать и быть избираемыми в Учредительное собрание».

"Среди российских мусульман стали очень частыми случаи бракосочетания без согласия невесты и жениха, что имеет следствием неурядицы в семейной жизни и несчастливую жизнь детей, выросших в таких семьях; поэтому благословение брака считать возможным при согласии на это жениха и невесты".

«Cледует принять во внимание, что в Туркестане и на Кавказе, и также в Казахстане принято выдавать замуж 11-12-летних несчастных девушек, и съезд, имея ввиду обусловленную этим физическую немощь и раннюю смерть молодых женщин, немощь детей, нашего будущего поколения, решил запретить выдавать замуж девушек, не достигших 16 лет, будь то на севере или на юге».

Из решения съезда по рабочему вопросу. 10 мая 1917 г.:

«Запрещается привлекать женщин к работам, вредным для здоровья. В период беременности женщинам предоставляется отпуск продолжительностью от четырех до шести недель, заработная плата за это время сохраняется. […]»

«В местах, где работают женщины, должны быть колыбели и построены ясли для грудных детей; матерям, кормящим грудью, каждые три часа должен предоставляться перерыв для кормления ребенка. […]»

«Для контроля над соблюдением рабочего законодательства и над условиями работы рабочих во всех местах работы, не исключая государственных, должна быть учреждена инспекция. Там, где работают женщины, инспектора должны быть из женщин».

Главной идеей всей её работы на благо российской мусульманской уммы было убеждение, что мусульманские женщины могут и должны достичь равноправия с мужчинами, при этом сохраняя нравственность и не нарушая заветов ислама. Об этом она говорила и в одной из своих статей – «Женщина в мире ислама»: «Число женщин, служащих великому делу укоренения Ислама в мире посредством знаний, насчитывается не десятками, а сотнями».

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle