Культура бани и гигиена тела у татар
Ислам всегда уделял большое внимание гигиене. Поэтому ежедневные омовения и частое мытье в бане всегда были важным элементом жизни у татар. Бане также придавались особые целебные свойства, помогающие избавиться от многих болезней.
Согласно сохранившимся преданиям, предки татар - булгары приняли ислам после того, как сподвижникам пророка Мухаммада (мир ему) удалось вылечить от паралича дочь булгарского хана Айдара.
По легенде сподвижники из посоха, который дал им Пророк (мир ему), вырастили березу, после чего служанки попарили березовым веником дочь хана Туйбику, которая после этого избавилась от тяжелого паралича. Став свидетелем такого чуда (карамат), хан Айдар решил принять ислам.
В 19 веке у татар существовало два типа бань: белые бани и черные бани. Каждая из них отличалась способом топки. В белых банях стояла печь с трубой, через которую весь дым выходил наружу, а в черных банях дымной трубы не было, а весь дым выходил наружу через приоткрытую дверь. Поэтому в такой бане внутренние стены и потолок становились черными от сажи. Отсюда происходят выражения "топить по-белому" и "топить по-черному".
Так к концу 19 века в 135 татарских селениях Казанского уезда имелось 2 845 белых бань и 2 083 черных бань. Белые бани обычно строили во дворе, на задворках или в огороде, а черные бани традиционно находились вдоль рек.
Бани строились из соснового или елового сруба и в среднем имели размер 5 на 3,5 метра. Пол из досок в бане застилался частично. Крышу бани в основном делали из теса, реже из соломы. В белых банях печь клали до потолка, с краю она имела вмазанный котел, где грелась вода. В черных банях всего этого не было - воду кипятили дома и в ведрах приносили в баню из расчета 1 ведро горячей воды на два человека или 1,5 кумгана на одного человека. Возле печи находился специальный полог для парения - ләүкә, также имелась квадратная лавка для мытья.
В татарской бане обязательно был дощатый предбанник с бревенчатым полом, в котором стояла лавка. Раздеваться в таком предбаннике можно было только в теплое время года. Обычно в холодное время раздевались в самой бане, где около потолка устанавливали специальный шест для одежды. В белых банях имелось одно, а иногда даже два окна и часто пристраивали туалет.
Следуем Сунне: 20 правил посещения бани
Если приезжали гости, то на второй день для них обязательно топили баню. Богатые люди могли себе позволить ходить в баню по несколько раз в неделю. И обязательным ритуалом было ходить в баню в пятницу утром, перед пятничным намазом. А вот бедным людям приходилось ходить в баню не так часто, обычно это было по четвергам и перед праздниками.
Воду и мыло старались тратить мало. Мыло в основном могли себе позволить лишь богатые семьи. Бедняки, придя в баню, вначале сидели и потели, после этого без мыла растирали свое тело, а затем парились веником и обливались водой. Мочалку в 19 веке татары еще не использовали. Hа этом процесс мытья в бане заканчивался.
Женщины для мытья головы использовали катык. Для его приготовления молоко кипятили в котле, потом выливали в чашу и, когда оно становилось теплым, в него добавляли закваску. Через час такое молоко превращалось в катык. В бане женщины наносили его на сухую голову, одновременно расчесывая волосы расческой. А затем два раза мыли голову водой, и волосы становились чистыми и упругими. Всех детей младше 3-х лет женщины брали мыться с собой. Мальчики старше 3-х лет уже начинали ходить в баню с мужчинами, а девочки продолжали ходить с женщинами.
Исследователи отмечали богатую культуру банного мытья у татар, и прежде всего особую традицию приглашать гостей в баню. Баня была не только местом для очищения тела, но поводом для общения.
Мухсин Нурулла