Имянаречение, никах и маджлисы: какой обряд приносил мулле наибольший доход?
Даже «в худших приходах обыкновенно бывало, что поступал мулла в приход бедным, а через несколько лет, благодаря бережливости, отсутствию излишних потребностей, а также вследствие занятия земледелием, промыслом и торговлей становился богатым».
Как и русские православные приходы, мусульманские приходы делились на богатые и бедные со средней доходностью от 200 до 700 рублей. Исключение составляли городские приходы, где доходность составляла до 2000 рублей, а иногда и 3000 рублей. Разница между городскими и деревенскими приходами наблюдалась также в том, что в городах муллы получали доходы деньгами, а в деревнях – большей частью натурой: хлебом, разными съестными припасами и продуктами.
Доходы мулл были весьма разнообразными. Они получали вознаграждение за исполнение религиозных треб, пользовались пожертвованиями от прихожан в праздничные дни, а также милостыней от десятины – гушр (милостыня натуральная от урожая – прим.).
Доходы от исполнения треб были совершенно незначительными. Так, за молитвословия над новорождённым и за наречение имени новорожденному мулла получал в деревне не больше 10 копеек, в городе – копеек 50–60 и более, в зависимости от состоятельности прихожанина.
Если во время похорон мулла получал 50–60 копеек, то это считалось хорошо. Сравнительно лучше оплачивался труд муллы за совершение брака – за чтение никаха, но при малочисленности прихожан и эта доходная статья обыкновенно было невелика.
Какой была семейная жизнь Шигабутдина Марджани?
Более существенные доходы мулле приносили сборы, проводимые им в дни великих праздников: Ураза-байрам (Фитр) и Курбан-байрам, а также гушр – десятина с продуктов земледелия, получаемая с прихожан в осенние месяцы (после уборки хлеба).
В праздник Ураза-байрам каждый мусульманин старался принести мулле милостыню – соответственно своему состоянию, но не менее 20 копеек. В деревнях в праздник Ураза-байрам муллы собирали от 50 до 100 рублей, а в городах – рублей 400–500 и более. В деревнях жертвовали, кроме того, и сельскохозяйственные продукты, обычно хлеб.
В Курбан-байрам мусульмане закалывали баранов, 1/3 часть мясо хозяева оставляли себе, а 2/3 части отдавали бедным, нуждающимся и мулле. Все шкуры от заколотых баранов также шли в пользу муллы, и можно сказать, что это составляло для мулл большую доходную статью, потому что шкур набиралась иногда очень много, рублей на 80–100, соответственно количеству прихожан.
В праздник Курбан-байрам мусульмане по желанию жертвовали праздничную милостыню. Как отмечали исследователи, «всякому мулле мусульмане давали милостыню больше, нежели всем нищим деревни вместе».
К числу важных доходных статей следует отнести десятину – гушр. По мусульманскому закону, каждый мусульманин в течение года должен был пожертвовать десятую часть урожая (продукты земледелия) в пользу нуждающихся и в пользу мусульманской общины. Эта десятая часть с течением времени во многих местах была обращенана содержание духовенства.
Гушр существовал только в деревнях. При уборке хлеба, в определенный день прихожане привозили мулле хлеб, продукты и др. Конечно, полностью десятой части мулле не давали, тем не менее, например в Казанском уезде, этот хлебный сбор мулл был очень велик. Муллы, где давали гушр, жили зажиточнее мулл, не получавших десятины. Например имам д. Сулабаш Казанского уезда, в 1879 году, в виде десятины от прихожан он получил 400 пудов зерна.
К существенным доходным статьям мусульманского духовенства также следует добавить некоторые случайные доходы или, лучше сказать, доходы натурой – предметами, вещами, а также угощения прихожанами муллы и его семьи. Так, после смерти мусульманина мулле жертвовались лучшая одежда или какие-либо хозяйственные принадлежности, иногда, если покойник был богатым, жертвовалась скотина – корова, лошадь и др. Если умирала женщина, то мулле доставалась перина, конечно, не всегда, но перин пять в течение года мулла мог получить.
Каждый мусульманин в течение года для исполнения обрядов, таких как имянаречение, никах, поминальные и Коран меджлисы, приглашал муллу и иногда его семейство, где после исполнения обряда их угощали. Представим, что в приходе сто домов. В течение ста дней мулла с семейством мог быть сытым, ничего не затрачивая на свой стол.
Щедрость татар-мусульман по отношению к муллам объясняется их глубокой религиозностью и исполнением всех религиозных обязанностей.
Так, в Священном Коране говорится:
«(Обязательные) пожертвования (именуемые закятом) передаются только бедным (у кого средств недостаточно) и нищим (это те, у кого нет средств на жизнь), тем, кто их собирает (а также распределяет и ведет учет закята), и тем, чьи сердца (и расположение) хотят завоевать, (для выкупа) рабов (работающих на свое освобождения – мукатаб), должникам, (для расходов) на пути Аллаха и путникам (у которых нет средств продолжить свой путь). Так установил Аллах. И Аллах — Знающий, Мудрый» (Ат-Тауба, 60).
Под словами «на пути Аллаха» подразумеваются все действия, способствующие распространению ислама, которые исполняло духовенство. Поэтому с самого начала прихожане при избрании своего имама в приговорах отмечали: «…в свою очередь мы обязываемся содержать муллу за свой счет...».
Как муллы подбирали невест и женихов для своих детей?
Амишев Р.И.