Фаяз Хузин: "Наши предки были знакомы с Исламом еще в восьмом веке"
Как известно, в ходе проведения в мае 2013 года IV Всероссийского Форума татарских религиозных деятелей была принята Концепция «Ислам и татарский мир». В этом важном документе нашли отражение фундаментальные богословские и социальные вопросы. Большое внимание в Концепции уделено сохранению и пропаганде традиционных мусульманских религиозных ценностей, сбережению духовно-нравственных и культурных традиций татарского народа, наследия великих ученых и религиозных деятелей прошлого.
В развернувшейся на страницах Islam-Today дискуссии по поводу этого документа принимают участие крупные ученые и религиозные деятели, педагоги и писатели. Своим мнением об этом документе делится член-корреспондент АН РТ, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра археологических исследований Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Фаяз Шарипович Хузин.
– Отмечая непреходящее значение Концепции «Ислам и татарский мир», следует обратить внимание на тот факт, что наши предки – булгары были знакомы с Исламом еще в VIII веке, когда их племена обитали на обширных территориях Приазовья и Причерноморья. Основав на Среднем Поволжье свое государство, булгары официально на государственном уровне приняли религию – Ислам. Остается всего 7 лет, то есть до 2022 года, когда мы будем отмечать 1100-летие этого исторического события.
Невозможно представить историю татарского народа, разбросанного по всей планете, его многогранную культуру и вообще образ жизни без исламской религии.
Мы не найдем и намека в многовековой нашей истории когда роль Ислама негативно отразилась в судьбе татар, а надо признать, прошлое нашего народа не состоит лишь из побед, были периоды, когда происходили и трагические события. Напротив, Ислам служил путеводной звездой, выполнял роль маяка, свет которого вселял надежду на улучшение жизни, указывая прямой путь, призывая к духовности, стойкости и выдержке.
На наш взгляд, Ислам – религия, призывающая к миру и согласию, сплочению народов. Эти его гуманистические качества особенно ярко проявились в истории Великих Булгар, государства Золотой Орды и в последующем Казанского ханства, а также во всей истории племен и народов, населявших указанные государственные образования, которые говорили на десятках языках и исповедовали разные религии. К слову, Ислам неизменно проповедует те же гуманистические идеалы и в наше неспокойное время.
Начиная с 922 года, Волжские булгары являются единственными носителями и приверженцами исламской культуры и мусульманской цивилизации, населяющими крайнюю северную часть земного полушария. С той поры наши далекие предки имели возможность познакомиться с выдающимися научными достижениями Востока в науке, просвещении и культуре. Например, приобщиться к арабскому письму, системе просвещения, изучать богословские дисциплины, соприкоснуться с величайшими научными открытиями в области географии, астрономии, фармакологии, философии.
Влияние Востока особенно ярко проявилось в нашей архитектуре, как ученый-археолог, свидетельствую, что ханские дворцы, мечети, общественные здания несут на себе отпечаток неувядающей восточной архитектуры. Лучи Ислама в виде великолепных памятников арабской и персидской поэзии озарили творчество наших поэтов и писателей и созданные ими литературные произведения заиграли новыми гранями. Потому татарская культура своими корнями соединена с восточной культурой и мусульманской религией.
Самая важная и актуальная, на наш взгляд, проблема, стоящая перед всем человечеством, – проблема нравственности. Ислам и нравственность понятия неразрывные. Ведь там, где Ислам, нет места безнравственности. Только наша вера – Ислам способен очистить погрязшее в бездуховности общество и вернуть его к высоким гуманистическим нравственным ценностям.
Islam-today
Пожалуйста, сделайте репост этой статьи!