Дуа за здравие императора и особые запреты: за что муллы могли лишиться должности в Казанской губернии?
Казанская губерния в конце XIX – начале XX веков была одним из важных центров российского ислама. Это было видно не только по количеству проживавших на ее территории мусульман, мечетей, мектебе и медресе, но и по активной совместной деятельности духовенства, татарской интеллигенции и купечества по развитию ислама и образования в регионе.
Так, по данным Первой всеобщей переписи населения, в 1897 году в Российской империи из 125 640 021 чел. населения в Казанской губернии проживало 2 170 665 чел., а татары составляли 675 419 душ обоего пола, это более 32,2% всего населения. Среди них татар мусульмане составляли 93,7%, а небольшая часть была представлена крещеными татарами.
Мусульманское население проживали в основном в 721 селении и было расселено в Мамадышском, Казанском, Тетюшском, Лаишевском, Чистопольском, Спасском. Свияжском уездах, составляя 70,77%, 53,77%, 49,93%,43,26%, 32,69%, 30,59% соответственно от общего числа местных жителей. Татарские селения отсутствовало только в Козмодемьянском и Ядринском уездах.
К 1917 году в Казанской губернии насчитывалось 1152 мечети, в которых служило 2648 мулл и муэдзинов, большинство из которых получили религиозное образование в мектебе и медресе региона.
Крепкое здоровье и гибкость мышления: по какому ещё принципу избирались муллы 120 лет назад?
Только в 1905 году учебных заведений насчитывалось 845, где обучалось 54 549 шакирдов, в том числе 34 860 мальчиков и 19 599 девочек. Количество мектебе и медресе в губернии вместе с новыми приходами неуклонно увеличивалось. Так, в 1907 году их было 877 (при 66 787 учащихся), а в 1913 году – 967 (79496 учащихся). Только в Чистопольском уезде в 1911 году насчитывалось 61 мектебе и 27 разноуровневых медресе, из которых самыми авторитетными являлись Чистопольские медресе 1-го и 2-го прихода и Курманаевское медресе.
В самой Казани практически каждая махалля имела свое медресе, в 1913 году их было 11239. Наибольшей популярностью пользовались Апанаевское, Галеевское («Мухаммадия») и Азимовское медресе. В них обучались шакирды не только из Казанской, но и соседних губерний. Таким образом, Казанская губерния была своего рода центром мусульманства, оказывавшим заметное влияние на развитие ислама в стране, особенно это касалось подготовки религиозных кадров, печатания книг, издания газет, журналов и др.
В Казанской губернии несмотря на то, что государственная власть стремилась сделать мулл послушными проводниками и исполнителями своих решений, духовенство во многом занимало противоправительственную позицию, активизировавшуюся в начале XX века под влиянием демократических преобразований в ходе Первой российской революции 1905 года.
Государство, учитывая влияние мулл на прихожан, стремилось сформировать и закрепить в татарском общественном сознании почитание к русскому самодержавию, воспитывать мусульман в духе преданности Российскому престолу. Одной из важных мер в этом плане было обязательное произнесение муллами в определенные дни на общественном богослужении молитвы за здравие императора и членов его семьи.
В конце XIX века таких дней было несколько:
- 1 января – в Новый год;
- 23 апреля – в день тезоименитства императрицы Александры Федоровны;
- 6 мая – в день рождения императора Николая Александровича;
- 14 мая – в день коронования императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны;
- 25 мая – в день рождения императрицы Александры Федоровны;
- 22 июля – в день тезоименитства матери императора Николая Александровича императрицы Марии Федоровны;
- 17 октября – «в день избавления в бозе почившего императора Александра Александровича и всей августейшей семьи от опасности при крушении железнодорожного поезда»;
- 21 октября – в день «восшествия» на всероссийский престол императора Николая Александровича;
- 14 октября – в день рождения родительницы императора императрицы Марии Федоровны;
- 22 ноября – в день рождения и тезоименитства наследника и великого князя Михаила Александровича;
- 6 декабря – в день тезоименитства императора Николая Александровича;
- в первый день месяца Шаваль, по совершению «Айди-Фитр»;
- в десятый день месяца «Зуль-Хиджа», по совершении «Айди-Курбан».
Упущение или несовершение молитвы за здравие императора и членов его семьи и, тем более, произнесение молитвы за халифа всех мусульман («турецкого султана») были строго воспрещены. Это могло стать достаточным основанием для увольнения с должности.
Например, Духовное собрание своим постановлением от 23 августа 1893 года навсегда отстранило от должности муллу д. Казанчи Бигинеево Мамадышского уезда Казанской губернии Гарифуллу Залялетдинова за отказ совершать во время богослужения «установленную молитву о здравии Государя императора и Высочайших особ».
Отобранное свидетельство Уездным полицейским управлением было передано в Губернское правление для уничтожения. В 1913 году за совершение молитв в мечети без упоминания имени российского государя, молитву за турецкого пашу лишился должности имам д. Нижний Ошлан Мамадышского уезда Кашаф Хайруллин.
Продолжение следует…
Амишев Р.И.