• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Священный Рамадан дает возможность вступить на путь истинный

Время чтения: 3 мин
3798

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Один из очерков посвящен Благословенному Рамадану. В связи с наступающим Месяцем мы посчитали уместным обратиться к этой теме.

Islam-today предлагает читателям некоторые главы из этой книги

По прошествии нескольких лет правоверные обратили внимание на то, что нарождаясь, молодой месяц каждый раз имеет свои различия. Те из мусульман, которые утверждают  это считают, что эти особенности должны учитываться и в качестве доказательства приводят хадис о человеке по имени Кариб. Этот хадис упоминается у всех авторов книг кроме сочинений  Имама Бухари и Ибн Маджада. Согласно преданию, Кариб и его сотоварищи во время пребывания в Сирии увидели на небе молодой месяц в четверг и вступили в уразу на следующий день, в пятницу. В Медине в четверг месяц не был виден, а в пятницу он сиял на небосклоне и горожане на следующий день, а  это была суббота, начали соблюдать пост.

Кариб, вернувшись в Медину, спросил у Ибн Аббаса: “Что заставило тебя соблюдать уразу последовав за Му’авией?» На этот вопрос ему был дан следующий ответ: «Нет, мы сами вступаем в уразу, увидев месяц или посчитав количество дней до тридцати, ведь так учил нас сам Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)». Месяц, увиденный в Дамаске, не был принят во внимание в Медине. Если предположить, что разночтения по поводу появления молодого месяца на небе не принимаются во внимание и призыв «Как увидите на небе молодой месяц, то вступайте в уразу, а как появится следующий – выходите из уразы!» позволяет каждому гражданину любой страны исполнять свои обязанности и Ибн Аббас если бы обратил внимание на месяц, появившийся над Сирией, учел бы это обстоятельство. И тогда бы было правомерно сказать: «Сам Расулюллах наставлял нас к этому!».

Хазрати Марджани, упоминая хадис о Карибе, далее приводит ответы тех, кто не придает значения разногласиям по поводу нарождения молодого месяца. Однако богослов, обнаружив зыбкость доводов в пользу и против этого утверждения, дает свое толкование: «Группа улемов (тех, кто не принимает во внимание разногласий по поводу народившегося месяца) следуя своим ясным и четким доводам, подталкивают к мысли о том, что хадис о Карибе усиливает их позицию и указывает на ее верность». Далее ученый углубляет исследование доводов ученых этой группы и дает следующее толкование: «Не стоит обращать внимание на разногласия в вопросе возникновения разногласий о молодом месяце. Утверждения улемов о том, что верующий на востоке обязан вступать в уразу при виде молодого месяца на западной стороне небосвода (также как и верующему, который находится на западе при виде молодого месяца на восточной части небосвода) исходят из повеления Аллаха Табарака ва Та’аля в одном из его аятов: «Месяц Рамадан предоставляет возможность людям вступить на путь истинный, именно в этом месяце был ниспослан Благородный Коран, в котором  приведены убедительные доводы, отличающие этот путь. Кто-нибудь из вас, увидев нарождающийся молодой месяц, должен начать соблюдать уразу».

В книгах по канонам Шариата и тафсирах смысл выражения «увидеть молодой месяц на небосводе» имеется в виду то, что человек при наступлении Благословенного Рамадана находится у себя дома. «Кто-либо из вас в месяц Рамадан, находясь у себя дома, и ведет оседлый образ жизни, то есть не находится в странствии, в месяц Рамадан пусть соблюдает пост».

С книгой «Марджани» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle