Суннизм и Крымское ханство: как шло распространение ислама?
О довольно быстром приобщении к исламу населения Крымского улуса свидетельствуют заметки арабского путешественника Ибн Баттуты (1304–1377) – Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Абдаллаха ал-Лавати, который, рассказывая о посещении Солхата в 734 г. х. (1333/1334 г.), упоминает о встречах с такими представителями мусульманской общины, как наместник Крыма Тоглук Тимур и его окружение: имам эмира Са’ад ад-Дин, му'арриф (докладчик) 'Ала' ад-Дин, имам соборной мечети ан-Насира шафиит Абу Бакр, старший кади – ханафит Шамс ад-Дин, правовед Шараф ад-Дин Муса, кади – шафиит Хидр, правовед-наставник 'Ала' ад-Дин ал-Аси.
Путешественник упоминает еще имена шейха Музаффара ад-Дина, грека по происхождению, принявшего ислам, и шейха Музхира ад-Дина, правоведа, пользовавшегося почетом. Очень уважительно Ибн Баттута отзывается о текие в районе Солхата и его наставнике – шейхе из Хорасана 1.
И. В. Зайцев подчеркивает, что в течение первой половины XIV в. между регионами Золотой Орды к западу от Волги и ее среднеазиатскими областями существовали тесные связи, которые имели не только торговый, но и миграционный характер.
Это единое пространство помимо общности государственной территории связывалось исламской традицией: в частности, обращением к общим религиозным текстам, а также миграцией религиозных авторитетов – шейхов, что прекрасно иллюстрирует география нисб погребенных на кладбищах Солхата и Отузов: Халеб, Токат, Тебриз, Конья, Сивас, Дженд, Ахлат, Кастамону, Барчкенд 2.
Как Крымское ханство стало мусульманским?
В Крыму, как и в других регионах Золотой Орды, ислам в основном распространялся в форме суннизма ханафитского и шафиитского толков 3. Учение ханафитов (основоположник – имам Абу Ханифа, ок. 700–767 гг.) было достаточно гибким и допускало использование в судебной практике не только законов шариата, но и местного права (адата).
Мазхаб шафиитов (основоположник – имам Аш-Шафия, ум. в 820 г.) позволял выводить суждение по прямой аналогии и не требовал подробного знания правового комплекса мединской общины. Шафиитского направления, по свидетельству Эвлии Челеби, традиционно придерживались роды Мансуров, Ширинов и Мангытов, а также ногаи 4.
Главным религиозно-образовательным центром для мусульман Крымского улуса в XIV ст. был Солхат, в котором располагался ряд мечетей, в том числе, мечеть хана Узбека (1314 г.) и медресе Солхатская академия 5.
Эвлия Челеби сообщает, что видел над дверью медресе надпись, согласно которой здание было построено в 1332–1333 гг. на средства Инджи-Бей-Хатун, жены правителя Солхата 6. Материалы археологических исследований также подтверждают, что комплекс медресе был возведен в начале 30-х гг. XIV в., мечеть была пристроена к северной стене медресе, скорее всего, в конце XV в. с вторичным использованием портала 1314 г. 7
Казанское ханство: истоки и падение
Одно из помещений западного крыла медресе в последней трети того же столетия было перестроено в дюрбе – сводчатую усыпальницу со склепом. Имя Инджи-Бей-Хатун и дата 775 г. х./1373 г. были высечены на торцах мраморного кенотафа, обнаруженного археологами в наземной части усыпальницы.
Со временем дюрбе Инджи-Бей-Хатун превратилось в коллективную усыпальницу, которая стала восприниматься как особо почитаемое место – мавзолей (мазар) 8.
Вокруг Солхатской академии и аналогичных духовных центров в Крымском улусе стало формироваться собственное сословие улемов. О высоком уровне подготовки мусульманских ученых в Крыму свидетельствуют данные, опубликованные египетским историком Амином аль-Холи, сообщавшим о деятельности в XIV в. Дии ибн Садаллаха ибн Мухаммада аль-Крыми, сына крымского кадия, который преподавал в каирской школе «Аш-Шейхунийа», а затем заведовал школой султана ал-Ашрафа 9.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина
______________________
1. Из описания путешествий Ибнбатуты // Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. С. 280 – 281.
2. Зайцев И.В. Ислам в Крыму в XIV–XVIII веках // Золотоордынское обозрение. 2015. № 2. С. 105.
3. Ибн Баттута. Подарок наблюдающим диковинки городов и чудеса путешествий // Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. С. 281, 282, 284.
4. Челеби Э. Указ. соч. С. 28.
5. Крамаровский М.Г. Комплекс мечети и медресе Солхата; актуальные проблемы изучения и сохранения // Сборник тезисов Международной научно-практической конференции, посвященной 700-летию мечети хана Узбека (г. Старый Крым). 14–18 октября 2014 года. Симферополь, 2014. С. 205–213.
6. Челеби Э. Указ. соч. С. 167.
7. Кирилко В.П. Строительная периодизация т. н. мечети Узбека в Старом Крыму // Генуэзская Газария и Золотая Орда. Кишинев, 2015. C. 524.
8. Крамаровский М.Г., Сейдалиев Э.И. Дюрбе конца XIV – начала XV вв. в Солхате (новые материалы) // Золотоордынское обозрение. 2020. №8 (4). С. 714–736.
9. Цит. по: Мухамедьяров Ш. Ф. Ислам в Крыму // Боги Тавриды. Очерки истории религии народов Крыма. Севастополь, 1996. С. 180.