Репрессии в отношении мусульманского духовенства. Часть 2
Не «запятнав» себя прямым союзом с белым движением, мусульманское духовенство могло рассчитывать на лояльное отношение к себе со стороны властей, тем более что из большевистских руководителей татар большинство были потомками мусульманских священнослужителей либо в подавляющем большинстве своем получили образование в мусульманских учебных заведениях. Это, конечно же, учитывалось большевистскими руководителями. Не удивительно, что существовала мусульманская фракция большевиков.
В первые годы советской власти, несмотря на большие экономические трудности заметна активизация религиозной жизни мусульман и в частности в Татарстане. Это объяснялось и теми законами, которые касались отношения церкви и государства, и, естественно свойственной исламу гибкости. Государство официально обозначило свои взаимоотношения с мусульманами, в частности, 30.11.23 г. Наркомат внутренних дел утвердил устав духовной организации мусульман РСФСР за исключением Крыма, Кавказа и Туркменистана.
Государство, взявшее на вооружение материалистическую идеологию, не могло мириться с религиозно-общественным институтом, под влиянием которого находились миллионы. Открытое противостояние маскировалось атеистической пропагандой, проводившейся по партийным циркулярам всеми возможными способами. В неё вовлекались не только партийные и комсомольские активисты, но и представители нарождающейся администрации и чиновничества на местах, обладавших большими возможностями для воспрепятствования религиозной деятельности на местах. Но особую роль в борьбе государства с религией играли т.н. специальные службы, вначале ЧК и ОГПУ. Как и в царское время, политический сыск использовал все формы тайной деятельности для изучения внутрирелигиозной жизни, оказания на нее влияния.
ОГПУ видело своей конечной целью полную нейтрализацию влияния духовенства на массы путем дезорганизации внутриконфессиальной организационной деятельности, что впоследствии было заменено физическим уничтожением духовенства. 2 января 24 года начальник Тат отдела ОГПУ Даниловский докладывал в областной комитет РКП (б), что наблюдается рост числа участвующих в праздновании праздника Мавлид. Обеспокоенность органов вызывали новые явления в деятельности духовенства - собрания 1-2 раза в неделю верующих с толкованием Корана, мероприятия по переподготовке сельских мулл, в программу которых входило изучение практики взаимодействия с властями, толкование Корана применительно к современным условиям, порядок организации религиозного обучения детей в соответствии с постановлением ВЦИК. Организацию таких курсов предполагалось осуществить и в провинциальных мухтасибатах, что, по мнению ОГПУ, создало бы помеху для планомерной работы сельских коммунистов и комсомольских ячеек.
Не дожидаясь указаний Центра, казанские чекисты стали провоцировать внутренние раздоры в казанском мухтасибате. Проводили компрометацию мухтасиба Салихова и хозяйственной комиссии, способствовали усилению тенденции на автономию от Центрального духовного управления мусульман. По линии административных органов на местах игнорировалось распоряжение наркомфина № 343 от 2.10.25.г., в соответствии с которым мусульманское духовенство облагалось налогом.
Показателен в этом отношении пример с имамом 2-го прихода дер. Старо-Юрашево Елабужского кантона Шагимардановым. Налоговый инспектор Валеев обязал уплатить ему налог в размере 400 рублей. Пятидесятитрехлетний мулла, имевший семерых детей, старшему из которых было 12 лет, обрабатывавший 8 десятин земли, самостоятельно не мог уплатить налог и вынужден был продать лошадь. Он понимал, что это происходит из-за того, что он мулла, однако его убеждения не позволяли бросить эту деятельность. Ситуация привела его в отчаяние.
Продолжение следует...
Ровель Кашапов