Регистан
В городах Среднего Востока главные площади называли Регистаном. И на сегодняшний день самая известная и великолепнейшая по своей красоте площадь находится в центре старого Самарканда. Красота и величие этого места не оставляет равнодушным ни одного человека, кто хотя бы раз побывал на этой земле. В переводе с узбекского языка Регистан означает «место, покрытое песком». Такое название появилось неспроста. Дело в том, что согласно легендам на такой площади с XV по XX век проводили публичные казни и для того, чтобы кровь лучше впитывалась в землю, её посыпали песком. Бытует также мнение, что Тамерлан выставлял здесь напоказ головы жертв, наколотые на штыри. Но помимо жёстких расправ, площадь Регистан была местом, где собирали народ для оглашения королевских указов. Перед каждым оглашением нового указа, народ оповещался громким звуком медных труб. Но не за этими историями и легендами люди едут в Самарканд, а чтобы увидеть величайшие сооружения исламского мира.
На площади Регистан Самарканда, замощённой булыжником и кирпичом, возносится прекрасный архитектурный ансамбль из трёх медресе, который в 2001 году включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Самое старое из них – медресе Улугбеке, которое было возведено правителем Тимуридов и учёным Улугбеком в 1417 – 1420 годах. Здание имеет высокую стрельчатую арку, над которой красуется мозаичное панно из резной и поливной керамики и цветных кирпичиков. Именно в этом медресе читали свои лекции, известные на то время учёные, такие как Ал-Кушчи, Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши и сам Улугбек.
Медресе Улугбеке занимало западную часть Регистана. Напротив него несколькими годами позже построили ханаку Улугбека, а на северной стороне располагался караван-сарай. Эти два сооружения не дошли до наших дней, так как на их месте в XVII веке построили ещё два медресе: Шердор (1619 – 1636) и Тилля-Кари (1646 – 1660).
По распоряжению Ялангтуша Бахадура (правителя Самарканда) на месте обветшалой ханаки начали строительство нового медресе – медресе Шердор. Здание практически зеркально отображает медресе Улугбека, но в искажённых пропорциях. Основное его отличие – это большого размера купол, который возможно является причиной постепенного разрушения здания. На входном портале красуется герб Самарканда, а сверху арабским шрифтом написано «Господь Всемогущ!».
Герб Самарканда – барсы с солнцем на спине.
Глазурованный кирпич, мозаичные росписи и мозаичные наборы украшают наружный и внутренний фасад, а на стенах можно прочитать цитаты из Корана. По своей изысканности медресе Шердор уступает медресе Улугбеку, но это никак не уменьшает его значимость среди лучших архитектурных памятников города.
На месте бывшего караван-сарая монументально и величественно располагается третье медресе – медресе Тилля-Кари. Фасад данного здания состоит из главного портала и фронтальных двухъярусных крыльев с угловыми башнями, а во дворе находится купольное здание мечети. Для декора медресе обильно использовали позолоту, благодаря чему оно получило своё название, которое означает «отделанное золотом». Помимо того, что в этом заведении обучали студентов, медресе Тилля-Кари выполняло роль соборной мечети.
Знакомство с площадью Регистан будет не полным, если не затронуть и другие сооружения, которые находятся на ней. Если взять за ориентир медресе Тилля-Кари, то к востоку от него располагается мавзолей Шейбанидов. Он представлен нагромождением надгробий, самое старое из которых относится к XVI веку.
За медресе Шердор находится древний торговый купол Чорсу. Это шестигранное купольное сооружение построили в XV веке. В 2005 году торговый купол был отреставрирован, а для восстановления его полной высоты пришлось счистить трёхметровый слой грунта. На сегодняшний день в нём расположена галерея изобразительного искусства, где все желающие могут насладиться выставочными работами узбекских скульпторов и художников. Именно это здание подтверждает статус площади Регистан в качестве торгового центра Самарканда.
В заключение о центральной площади Самарканд хотелось бы сделать акцент на то, что ни красноречивые слова, ни самое красивое фото не в состоянии описать и передать то, прекрасное и удивительное ощущение, которое поглощает человека, стоящего на этой исторической земле.