Развлечения турок-османов
Из всего исторического наследия Османской империи на протяжении столетий наиболее изучены султанский двор, деятельность ее правительства и армии. Гораздо меньше исследованы такие стороны жизни как повседневная деятельность населения империи, а также такая ее сторона как отдых и развлечения. Османы старались скрывать свою жизнь от посторонних глаз, особенно глаз иностранцев и больше всего оберегали покой своих женщин. Единственное, что было доступно для наблюдения – официальные церемонии султана, обставленные со всевозможной пышностью, но они были не частыми. Лишь с начала 19 века, когда началась эпоха реформ, османское общество стало более открытым для глаз посторонних наблюдателей.
Эвлия Челеби – путешественник, живший в 17 веке, один из немногих, кто оставил записи о том, как он и его друзья проводили свободное время в дни Ураза-байрама или Курбан-байрама:
«Было так приятно посидеть на зеленой траве, что невозможно описать словами. Знатные люди и сынки аристократов Стамбула разбили в долине больше 3000 палаток. Каждую ночь эти палатки освещались тысячами свечей, масляных ламп и светильников. Каждый вечер их слух услаждали певцы и музыканты, давали представления артисты…Пригороды буквально тонули в излучении многочисленных источников света до самого рассвета. Кроме палаток, разбитых по обеим берегам реки Кягытхане там располагались более 2000 лавок, в которых можно было купить кроме еды и питья полным-полно всякой всячины. Каждый день клоуны, жонглеры, дрессированные медведи, обезьяны, ослы и собаки, кукольные театры, шпагоглотатели, всего числом 360 давали свои представления и зарабатывали хорошие деньги. Четыре орта янычар наблюдали здесь за порядком, но большинство из них купались в Кягытхане».
Надо добавить, что так развлекались исключительно мужчины. Женщин, в том числе и обитательниц гарема, также вывозили на природу в район бухты Золотой Рог и той же Кягытхане, известный под названием Садабад (европейцы назвали его «Сладкие воды»). Место, где отдыхали женщины, занавешивалось тканью. Янычары охраняли его внешние границы, а внутри за порядок отвечали черные евнухи.
Здесь женщины могли освежиться в реке, поиграть на лужайке, и даже полазить по деревьям, и выкурить наргиле. Как правило, женский отдых был спокойнее мужского.
Супруга английского посла в Османской империи в 1717-1718 году леди Мэри Уортли-Монтегю интересовалась жизнью загадочных турок и описывала ее в своих письмах на родину. Она также посещала знатных турчанок и оставила заметки о том, что ей удалось увидеть.
Также, любопытные свидетельства о повседневной жизни османов оставила молодая англичанка Джулия Парадо, жившая в Стамбуле со своим отцом в 1836 году. Особенно ей понравились Сладкие Воды, которые она называла «самым живописным местом в пригородах Константинополя».
«Здесь река протекает меж зеленых полей и это место великого наслаждения и восхищения природой…Сама природа создала его для отдыха… На зеленых лужайках в толпе гуляк играли музыканты – валахи и болгары. Богемские цветочницы протягивали свои прелестные букеты во всех направлениях, так искусно составленные они привлекали внимание глаз, скрытых под вуалями. Конные патрули, следящие за порядком, то появлялись на холмах, то исчезали. По мере своего продвижения мы видели множество прекрасных пейзажей, с которых художник мог бы нарисовать сотни картин. Лодки-каики передвигались по блистающей реке, над которой свисали волшебные ветви деревьев. Солнце сияло над холмами. Кроме Сладких Вод я не знаю никакого другого места в мире, где бы можно было бы так приятно провести длинный летний день», - писала Парадо в своих воспоминаниях.
Другая англичанка - Дорина Нив, жившая в Стамбуле в начале 20-го века и издавшая несколько книг с воспоминаниями о быте и нравах жителей Османской империи также похвально отзывалась о Сладких Водах.
«Женщинам из гарема летом позволяют посещать Сладкие Воды и это посещение – одно из самых приятных летних развлечений, доступных им. Для иностранцев - это возможность посмотреть вблизи на загадочных и недоступных восточных женщин, одетых в традиционные костюмы и яшмаки – вуали, покрывающие лицо, и оставляющие открытыми лишь их прекрасные черкесские глаза.
Лодки-каики, в которых они сидели, управлялись двумя-тремя лодочниками, одетыми в широкие белые штаны и короткие куртки, а на головах у них были красные фески».
Время оказалось безжалостным к Садабаду, Кягытхане и Сладким Водам. Их больше нет, они не существуют. У современных жителей Стамбула теперь другие развлечения. Стамбул стал международным туристическим центром и развлечения там теперь под стать вкусам туристов. Лишь мечети и дворцы остаются памятниками былого имперского величия, напоминая о славном прошлом былого государства Османов.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.