Прародители гусар
Известный мифический персонаж Козьма Прутков говорил: «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары». И действительно представители этого рода легкой кавалерии отличались необыкновенно красивой формой, совершенно не похожей на русский народный костюм. Состоявшая из двух курток, расшитых желтыми и белыми шнурами (у офицеров –золотыми и серебряными) с тройными петлями и узких штанов и сапог со шпорами она являлась их яркой отличительной особенностью под стать их также нерусскому названию –«гусары».
Обычно, появление гусар относят к 15 веку, когда венгерский король Матвей Корвин повелел организовать конное ополчение из дворян для защиты границ от турок. Название гусар по одной из гипотез произошло от венгерского húsz - «двадцать» (каждый двадцатый дворянин должен был вступить в ополчение).
Парадоксально, но за образец организации, вооружения и одежды они взяли легкую турецкую конницу, несшую службу в провинциях (эляетах) Османской империи. Действительно, венгры вооружились кривыми турецкими саблями, а не тяжелыми мечами, а вместо рыцарских доспехов завернулись в звериные шкуры. Вместо тяжелых рыцарских седел, которые были удобны в бою на копьях, но не на саблях и стрельбе из лука, они стали использовать турецкие седла, которые как раз давали все эти преимущества.
Под стать вооружению и снаряжению были их тактика: тучи конных отрядов, как бы обтекая врага по флангам, проникали в его тыл и принимались грабить его обозы, сея панику и подрывая боевой дух неприятеля. В кампаниях их вклад в дело был просто неоценимым. В Восточной Европе легкая турецкая конница, действуя стремительно, используя подвижность и проворство лошадей и огневые средства — луки или пистолеты, — представляли собой серьезную угрозу для противника.
Действия этой иррегулярной турецкой конницы оказывало больное впечатление на европейцев: их отличала большая дальность действий и автономность, они появлялись неожиданно, как бы из ниоткуда и не знали пощады.
Ввиду численности и быстроты их действий в атаках таких всадников нередко называли «турецкой бурей» — конные воины служили султанам веками. Назвали их по-разному: акынджи (рейдеры), дели (разведчики), а иногда просто – гёнюллю (добровольцы).
Они несли службу на границах и совершали постоянные рейды на вражеские территории. Государство им ничего не платило. Они жили только на свои военные трофеи, сами покупали себе оружие и лошадей, однако не платили никаких налогов.
Стать добровольцем было не просто: желавший вступить в их ряды должен был представить поручительство местного имама, сельского старосты и достойного доверия человека. Предпочтение отдавалось молодым, сильным и храбрым.
В мирное время они занимались боевой подготовкой, а во время военных походов шли впереди войска, охраняли дороги, перевалы и мосты и вели разведку, добывали пленных (языков). В каждой провинции они подчинялись сначала специальному бею, назначаемому центральными властями, а с 16 века – главе эляета, бейлербею. У них были свои командиры, которых называли гёнюллю агасы – (ага добровольцев).
Добровольцы носили одежду из шкур диких зверей, и украшали себя крыльями диких птиц, которых сами добывали на охоте, вооружались саблями, копьями, и луками. В бою они представляли собой пугающее зрелище: на галопе крылья издавали свистящий звук, пугающий лошадей противника, крылья, к тому же вызывали ассоциации с небесным воинством. В общем, как говорится, зрелище не для слабонервных и вынести его мог далеко не каждый европейский солдат. Кроме устрашающей крылья имели вполне утилитарную функцию - они мешали накинуть на всадника аркан. Поначалу добровольцы не хотели вооружаться огнестрельным оружием, но с ростом его эффективности им пришлось овладеть и этим видом вооружения.
Именно по их примеру крылья на щитах и головных уборах стали носить венгерские гусары. Считается, что польские гусары свои крылья, которые они вешали себе на спину, также позаимствовали у турецких добровольцев.
И в более поздние времена европейские гусары украшали себя изображениями звезд и полумесяца, а также носили тигровые шкуры (так называемых «барсов») в виде элемента униформы.
Сами же формирования добровольцев просуществовали до военной реформы 1829 года, заслужив репутацию смелых и бесшабашных вояк. Свою храбрость в последний раз они продемонстрировали во время русско-турецкой войны 1828 года.
Именно им посвятил свои стихи А.С. Пушкин:
Перестрелка за холмами;
Смотрит лагерь их и наш;
На холме пред казаками
Вьется красный делибаш.
Делибаш! не суйся к лаве,
Пожалей свое житье;
Вмиг аминь лихой забаве:
Попадешься на копье.
Эй, казак! не рвися к бою:
Делибаш на всем скаку
Срежет саблею кривою
С плеч удалую башку.
Мчатся, сшиблись в общем крике...
Посмотрите! каковы?..
Делибаш уже на пике,
А казак без головы.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.