Porcellana: история возникновения турецкого фарфора
Из-за своей ярко-белой и полупрозрачной структуры фарфор, напоминающий морскую ракушку, получил название «Porcellana», что на латыни означает «устрица».
Этот вид керамики, который впервые был произведен в Китае, название получил такое от знаменитого итальянского купца и путешественника Марко Поло. Он был первым, кто использовал этот термин для обозначения фарфора, привезенного из Китая.
Османы называли китайский фарфор «чини» (керамическая плитка), так как Китай на турецком языке обозначается словом «Чин». Это слово происходит от китайской династии Цинь, название которой стало использоваться для обозначения целой страны.
Фарфоровые изделия, изготовленные в османском Изнике, также стали называться «чини» из-за восхищения китайским фарфором. После того, как столица османской империи была перенесена в Стамбул, производство керамики развивалось там наравне с Изником.
Однако в Стамбуле производство фарфора развивалось неустойчиво из-за менявшегося спроса на такие изделия. Широкую популярность фарфор стал приобретать в XIX в. Известно, что в те годы в стамбульских районах Бейкоз, Эйюп и Балат существовали небольшие керамические мастерские.
Замечено, что индустриализация в Европе также повлияла на развитие османского фарфора в середине XIX в. Стамбульский фарфоровый завод «Эсер-и Истанбул», основанный Родосизаде Ахмедом Фетхи-пашой в 1845 г. по примеру европейских промышленных предприятий, стал первым шагом в этом деле.
Чтобы продемонстрировать конкурентоспособность на международной арене и улучшить имидж государства за рубежом, султан Абдулхамид II придавал большое значение политике индустриализации страны. Он считал основанные ими фабрики элементом престижа и могущества страны.
Несомненно, одним из важнейших примеров модернизации в этот период стал фарфоровый завод при султанском дворце Йылдыз.
Одной из наиболее важных причин, которые побудили султана Абдулхамида II основать фарфоровый завод, было то, что почти во всех европейских странах того времени, таких как Пруссия, Австро-Венгрия, Франция и Россия, были созданы придворные фарфоровые заводы, чтобы удовлетворять потребности дворца.
Кроме того, интерес султана к изобразительному искусству, изящным изделиям из дерева, керамической плитке и фарфоровой посуде и его внимание к живописи тоже стали важным фактором в идее создания фарфорового завода.
Создание фарфорового завода при дворце Йылдыз
Первой задачей при создании фарфорового завода для удовлетворения потребностей султанского двора в фарфоре было определение места ее расположения.
Официальной резиденцией султана Абдулхамида II являлся дворец Йылдыз. Парк при дворце Йылдыз был наиболее подходящим местом для дворцового завода.
Строительство завода осуществлялось по проекту главного архитектора дворца Раймондо Д’Аронко. Строительство началось на востоке от внешнего двора Йылдыз, недалеко от особняка Мальты.
Императорский склад (Эбние-и Сениее) и Императорская ремонтная мастерская (Тамирхане-и Хумайун) предоставили необходимые материалы для строительства завода.
Насколько известно из архивных документов, стоимость строительства фабрики за четыре с половиной месяца, с 22 мая 1893 г. по 1 октября 1893 г., составила 356 989 курушей. Строительство завода было продолжено и в дальнейшем. Еще 5 760 курушей было потрачено 16 октября.
Работы продолжались в течение 1894 г. Пока велось строительство, также создавался новый водопровод для подачи воды, которая была необходима заводу в процессе производства. Строительство завода шло стремительно, были приняты все необходимые меры для скорейшего начала производства.
Наконец, строительство завода было завершено, и была создана необходимая инфраструктура для производства. Однако запланированное открытие пришлось отложить на некоторое время из-за землетрясения в Стамбуле 10 июля 1894 года.
Д'Аронко, главный архитектор дворца, отвечавший за строительство завода, восстановил несколько поврежденных частей построенных зданий. Восстановление было завершено в ноябре 1894 г.
Завод состоял из трех частей: узкого длинного прямоугольного блока, предназначенного для расписных работ и подготовительных мастерских; треугольного блока, облицованного формовочным красным кирпичом с вкраплениями белых камней и украшений из керамической плитки – здание администрации; и наконец, большого блока, в котором проводились обжиговые и производственные, а также токарные работы.
Продолжение следует…
Автор: Дамир Гайнутдинов