• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему османские султаны не совершали паломничества (хаджа)?

Время чтения: 4 мин
14124

 

Все османские султаны были глубоко религиозными людьми, но ни один из них не отправлялся совершать хадж… почему же?

Турецкий писатель Мурат Белге дал интервью корреспонденту газеты «Ватан» Мине Шеноджаклы. Писатель сообщил, что молодой падишах Осман изъявил желание совершить хадж, но ученые ему не дали разрешения, сказав  «Не ваджиб!"Так почему же османские султаны не совершали обряд хаджа? Почему они получали ответ от улемов (учёных), что для них это «не ваджиб» (не является обязательным? Давайте взглянем в историю…

Единственный шахзада, совершивший хадж

Все османские султаны были религиозными людьми. Но несмотря на это, никто не совершал обряда паломничества. Не упоминая султанов османской династии, даже среди шахзада (наследных принцев) никто не совершал хаджа, кроме Джем Султана. Первым, кто предпринял серьезную попытку отправиться в паломничество из османской династии, был Беязит II. Являясь вали (губернатором) Амасьи, он начал готовиться к хаджу. В это время Беязит II получил весть о смерти своего отца Фатиха Султана Мехмеда и письмо.

Государство не должно оставаться без управления

В письме сообщалось, что Беязит II должен немедленно вернуться в Стамбул, чтобы взойти на трон. Выполнение обряда паломничества он должен оставить народу и всем тем, кто не занимает пост в государственном управлении. Он не должен оставлять государственное управление без присмотра. В  противном случае,  враг может воспользоваться  отсутствием правителя  и напасть на Османскую империю.

Почему султаны не отправлялись в паломничество?

Выделяют две причины, которые не позволяли султанам Османского халифата совершать обряд паломничества. Некоторые историки утверждают, что обряд   хаджа не совершался по соображениям безопасности, другие султаны не могли себе позволить риск оставления государства без правителя и отдавали приоритет джихаду (священной войне). В те времена поход в хадж занимал не менее трёх месяцев. Следовательно, если султан оставлял бразды правления на столь длительный срок, то это могло привести к анархии и смуте в государстве. Кроме того, султаны не могли отправляться в путь в одиночку, как обычные люди. На суше и в море они могли подвергаться нападению, противостоять которому было нельзя иначе,  кроме как с помощью армии. Поэтому нужно было бы отправляться на хадж как на войну, в полной боевой готовности.

Превратилось в традицию

Начиная от османского султана Беязита II, османские султаны и улемы не считали  дозволенным для султана оставлять обязанности главы государства на несколько месяцев «ради личного поклонения». То есть в этом  вопросе ставить личное поклонение выше государственной службы  считалось неправильным, и со  временем такой порядок стал бесспорной традицией мужской половины османской династии.

Шейх-уль-ислам издал фетву

И действительно, когда Осман II вознамерился отправиться в Мекку для совершения хаджа, в первую очередь ему возразил его тесть – шейх-уль-ислам Эсад эфенди. «От султанов не требуется выполнения обряда паломничества, для них будет лучше заниматься управлением государством», - такую фетву издал он. С религиозной точки зрения считалось недопустимым  для османских султанов пренебрегать государственными делами в течение наскольких месяцев ради выполнения личных фардов (обязанностей) как хадж.

Актуальный вопрос: на сегодняшний день следует ли главам государства и депутатам следовать этой фетве?

Данная фетва могла быть вынесена в связи с тем, что в то время длительное отсутствие правителя могло нести опасность смуты и угрозу целостности государства. Ведь сказано, что вся жизнь под властью несправедливого правителя лучше, чем один день без правителя.

В современном мире, в век научно-технического прогресса совершение многих деяний стало намного проще. Это касается и такого религиозного обряда как хадж. В настоящее время, чтобы совершить его, достаточно двухнедельного срока. Это срок, во время которого  в стране не  должно случиться больших перемен, не говоря уже о смене власти. Поэтому сейчас представители власти не должны   ориентироваться на фетву, которую вынес шейх-уль-ислам Эсад эфенди по отношению к Осману II, а обращаться в решении данного вопроса к современным муфтиям.

энсонхабер

Социальные комментарии Cackle