• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему ученый использовал тахаллус «аль-Баруди»?

Время чтения: 3 мин
1672

100 лет со дня смерти известного татарского богослова Галимджана Баруди

Дед Галимджана Галеева (в последующем будет более известен как Галимджан Баруди), Буньямин бин Гали бин Кулмухаммед, был родом из деревни Чуаш иле (Чувашли), что находится в 31 верстах к северо-западу от Казани.

Традиционно эти края принято называть «Казан арты», что переводится на русский язык как «Заказанье». Еще во времена императора Павла I он был взят в солдаты. В то время было принято служить 25 лет.

Последние годы своей военной службы Буньямин бин Гали провел на Пороховом заводе в пригороде Казани (ныне Кировский район г. Казани).

После окончания службы еще некоторое время он проживал в Пороховой слободе. В слободе имелась своя мечеть и татарская махалля, которую называли «Барудия», от арабского «баруд», что означает «порох».

Здесь в 1832 году родился его сын Мухаммедджан, отец Галимджана. Когда Буньямин вернулся в родную деревню, то оставил сына в Пороховой слободе у своего зятя Нурмухаммеда бин мелла Баязита, который занимался торговлей обувью. Таким образом Мухаммедджан с 12 лет стал постигать азы торговли.

В 1855 году Мухаммедджан женился на Бибифахриннисе из деревни Кече Кавал (Малые Ковали), что находится по соседству с их родовой деревней Чуаш иле.

Отец Бибифахриннисы, Хабибулла бин Мухаммедшариф, славился своей религиозностью и был авторитетным человеком в округе. В 1857 году в деревне Кече Кавал в доме своего деда Хабибуллы на свет появился Галимджан Баруди.

После рождения сына Мухаммедджан Галеев (для фамилии он стал использовать имя деда) открыл свое дело и стал самостоятельно заниматься торговлей, а Бибифахринниса с сыном жила в деревне у своего свекра.

Таким образом Галимджан Баруди первые три года своей жизни провел в деревне Чуаш иле и его окрестностях. Торговые дела Мухаммедджана стали складываться удачно, и в 1860 году он привез свою семью в махаллю Барудия.

По словам самого Галимджана Баруди, жизнь в деревне оставила у него тяжелые воспоминания. Отец из-за торговых дел только изредка приезжал их наведать, большую часть своего времени он проводил в разъездах, часто ездил в Троицк, Ирбит, Бугульму и Мензелинск.

Мать жила у деда Буньямина, который был очень вспыльчивым человеком. Практически все домашние дела и дела по хозяйству легли на плечи Бибифахриннисы: таскать воду из колодца, жать и молоть хлеб и мное другое.

Однажды, по воспоминаниям маленького Баруди, он услышал, как из-за тяжелой ноши его мама тихо плачет за занавеской, и тогда ему стало ее очень жалко.

В махалле Барудия семья Галимджана Баруди прожила всего один год. В 1861 году они переехали в Казань на Тихвинскую улицу (ныне ул. Тукая).

Здесь они сняли квартиру на первом этаже небольшого двужэтажного деревянного дома, который был известен как «дом Сулянгир Фахретдина». Именно в этот период начинается учеба Галимджана.

Однако связь Галимджана с махаллей Барудия не прекратилась. Когда его в 1862 году в возрасте пяти лет определили учиться в медресе второй махалли, его первым учителем стал Нургали халфа.

Он был сыном Абдурракиба хазрата Абдулмукменева, который руководил мечетью махалли Барудия целых 34 года (с 1838 по 1872 год). Абдурракиб хазрат в махалле Барудия заложил целую династию мулл из рода Абдулмукменевых.

После его смерти, в 1873 году имамом мечети стал его старший сын Нургали, который руководил приходом до 1894 года. У Нургали хазрата обучались несколько будущих видных мусульманских деятеля, которые позже с почетом использовали тахаллус (псевдоним) «аль-Баруди». Среди них был и знаменитый богослов, муфтий Галимджан аль-Баруди (1857-1921).

Известно также, что отец Галимджана Баруди Мухаммедджан Галеев в 1869 году взял с собой в хадж тогда еще молодого Нургали хазрата, оплатив все его расходы.

Как мы видим, хоть Галимджан Баруди прожил в махалле Барудия всего лишь один год, Пороховая слобода и махалля сыграли важную роль в жизни Галимджана Баруди и всего рода Галеевых. Этот факт объясняет почему ученый с гордостью использовал тахаллус «аль-Баруди».

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle