Почему мы пренебрегаем историей ислама?
Мы имеем огромное количество литературы по истории ислама, однако подавляющее большинство мусульман - как молодых, так и пожилых - не знают этого предмета. Хотя в мире насчитывается более полутора миллиардов мусульман, можно без преувеличения сказать, что очень немногие из интересуются историей ислама.
Важность истории для людей невозможно переоценить. Ведь история подобна долговременной памяти, в которой хранятся судьбы народов. Можно с уверенностью сказать, что люди без истории - это люди без памяти. Возникает следующий вопрос: почему же нашим исламским ученым не удалось привлечь мусульман, особенно молодежь, к изучению истории ислама? Имеет ли это какое-либо отношение к их чрезмерному вниманию к культовой части ислама, в то время как его история в их глазах теряет свое значение?
Какой бы ни была причина, факт остается фактом: подавляющее большинство мусульман не знают или не заинтересованы в поиске истины об истории ислама. Ученые и лидеры конкурирующих мусульманских течений играют с чувствами своих последователей, чтобы продвигать свою версию истории, как историю ислама. Тем не менее, всегда существовали исключения, среди исламских ученых были те, которые действительно стремились найти правду об истории ислама, бросая вызов доминирующим течениям своего времени.
Как правильно интерпретировать исламскую историю? Что такое исламская история? Является ли она синонимом мусульманской истории? Исповедуют ли мусульмане ислам - ислам, провозглашенный и соблюдаемый Пророком (мир ему и благословение)? Или они отклонились от него? Что случилось с мусульманским миром после окончания периода четырех праведных халифов? Является ли все, что делается во имя ислама мусульманскими правителями или политиками, частью исламской истории? Есть ли объективный стандарт, по которому можно измерить, что является исламским, а что нет?
Изучение истории часто представлено хронологическими терминами, описывающими подъем и падение империй. Но разве история только это? Как насчет первопричин взлета и падения народов, будь то исламских или неисламских? Есть ли какой-то аспект истории, выходящий за пределы пространства и времени? Другими словами, существует ли историческая наука?
Дом Мудрости (Байт аль-Хикма): где находился и почему так называется?
Для мусульманина изучение истории должно быть похоже на наблюдение за законами Аллаха в действии, применение теории, данной в Коране и практики, продемонстрированной Пророком (мир ему и благословение). Коран требует, чтобы мусульмане размышляли над историей не просто для того, чтобы знать ее, но, и чтобы извлечь из нее уроки. Изучая историю, мусульмане могут понять, как законы Аллаха работают в мире человечества. Когда империи исчезают и возникают новые, это не просто случайность, и Аллах не играет в игры с нашим миром. Народы приводят их к гибели, не живя в гармонии с законами общества, которые Аллах установил для всех.
Трудно винить некоторые немусульманские народы, которые просто проходят процесс проб и ошибок без Коранического руководства. Но что мы можем сказать о мусульманах, у которых есть это руководство для решений, но которые в настоящее время являются самыми обездоленными людьми в мире? Что вызвало и продолжает вызывать падение мусульман? Обвинять других или оправдываться за их плохое положение - это не будет справедливо перед судом Аллаха.
Продолжение следует...
Мухсин Нурулла
Примечание:
Подготовлено на основе статьи Мансура Алама “Why Islamic History Is Overlooked?”, который является одним из активных деятелей мусульманской общины в Толедо (Испания).