Первый российский муфтий, получивший в дар реликвию Пророка Мухаммада (ﷺ)
Мухаммадьяр ибн Мухаммадшариф ибн Баязит ибн Габделджалиль ибн Султан ибн Мамят ибн Чобан ибн Тотар ибн Козай ибн Котлыш ибн Акъюл. Он назначается муфтием указом Александра III 2 января 1886 года, к своей работе приступает 3 марта.
Отец Мухаммадьяра хазрата Султанова был кантонным начальником в башкирском войске. Именно он направил своего младшего сына Мухаммадьяра учиться в Казанскую гимназию, где будущий муфтий закончил полный курс обучения, что говорит о том, что он усвоил светские предметы, выучил классические языки, близко познакомился с русским языком и литературой. После окончания гимназии он поступает в Казанский университет.
По окончании первого курса Мухаммадьяр Султанов не смог продолжать учебу из-за болезни. Он поступает на военную службу в 18 кантон Мензелинского уезда, ему присваивают звание урядника. С осени 1857 года начинает работать чертежником в канцелярии командующего башкирского войска, где через два года получает чин зауряд-хорунжия.
В 1860 году Султанова назначают начальником 20 башкирского кантона. За три года службы на этой должности будущий муфтий показывает себя только с хорошей стороны: награждается похвальной грамотой губернатора, в награду ему выплачивается дополнительно годичное содержание. В октябре 1863 года его переводят помощником кантонного начальника в 7 кантон Мензелинского уезда. В 1866 году он заканчивает военную службу и выходит в отставку в звании подпоручика.
С сентября 1866 года он начинает службу мировым посредником в Мензелинском уезде, потом переводится в этом же качестве в Белебеевский уезд. В те годы в России шли реформы, вся юридическая система государства переживала изменения. В этих условиях Мухаммадьяра Султанова избирают мировым судьей, что стало для хазрата отличной жизненной школой. Умение правильно и справедливо разрешать все самые щепетильные ситуации снискало ему уважение и почет среди населения. Его добросовестность отмечается и на губернском уровне. В 1869 году за справедливое разрешение земельных споров государственных крестьян его награждают знаком отличия и в том же году удостаивают ордена Станислава.
В 1886 году (2 января) после ухода из жизни Салимгарая Тевкелева на должность главы ОМДС назначили Мухаммадьяра Султанова. Став 3 марта пятым общероссийским муфтием, хазрат легко нашел общий язык с правительственными кругами — в 1888 году ему присуждают орден Станислава первой степени, в 1896 году — орден Анны первой степени, а в 1898 году он награждается серебряной медалью на андреевской ленте.
Мухаммадьяр хазрат был отцом большой мусульманской семьи. От первой жены у него было четверо детей: сыновья Арслангали, Искандар и две дочери. От второй жены Марьям родилось пять детей: Салимгарайбек, Баязит, Фатима, Бибизулейха и Суфия. Все его дети обучались в гимназиях и училищах.
Пятый общероссийский муфтий сделал немало для наведения внутреннего порядка в ОМДС. Он пополнил библиотеку, усовершенствовал устройство архива и улучшил правила приема посетителей. Особое внимание Мухаммадьяр хазрат уделял укреплению позиций муфтията на внутренней и внешней политических аренах.
Повышению авторитета ОМДС в России много способствовало проведение торжеств по случаю его 100-летнего юбилея. Проведению такого большого мероприятия на высоком уровне помогли хорошие связи муфтия с центральной властью.
Его стараниями вырос авторитет российского муфтия и на международной арене. Если раньше муфтии выезжали в хадж как частные лица, то Мухаммадьяр хазрат впервые совершает его официально. В феврале 1893 года он во главе делегации из 5 человек выезжает из Уфы, 9 марта достигает Стамбула. 19 марта его принимает турецкий султан, расспрашивает его о положении мусульман в России и вручает ему орден «Османия» второй степени. На ношение этого ордена дает разрешение Николай II своим решением от 15 марта 1894 года.
Оказанное Мухаммадъяру хазрату внимание со стороны турецкого султана — халифа всех мусульман — не ограничивается лишь награждением орденом. По приказу амира всех правоверных российским мусульманам выделяется часть волос Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), хранимых как реликвия. Мухаммадьяр хазрат с великой радостью принимает эту ценность.
Доверие российского правительства к муфтию все росло и росло. На основе закона от 18 декабря 1889 года муфтию разрешается принимать участие в процедуре определения казыев, также в закон вносится положение о назначении, а не избрании муфтиев. Если бы не было принято этих изменений, то Ризаэтдин хазрат Фахретдин не смог бы стать казыем ОМДС, так как он служил имамом в Самарской губернии.
Образованность, культуру Мухаммадьяра хазрата можно видеть и в том, что он пригласил на место казыя Р. Фахретдина. Муфтий вносил реальный посильный вклад в развитие национальных культур, при нем в муфтияте трудились ученые просветители М. Уметбаев и Р. Фахретдин. В сентябре 1894 года, когда в Уфу приезжает Акмулла, муфтий устраивает в честь него специальный межлис, где слушают его стихи и оказывает поэту посильную помощь.
В 1907 году Мухаммадьяр хазрат основывает в г. Уфе журнал «Маглюмат». При его поддержке открывается уфимское медресе «Галия», он торжественно закладывает первый камень при строительстве нового здания этого известного учебного заведения.
В 1911 году проводятся юбилейные мероприятия в ознаменование 25-летнего его служения на посту муфтия и 50-летия его государственной службы.
В самый начальный период его служения муфтием происходит разделение среди татарских ученых на сторонников старого и нового метода — джадидов и кадимистов. Однако муфтий, благодаря своей мудрости, не стал присоединяться ни к какой группе, а стремился сблизить обе позиции, отдалить их от крайностей.
В годы самых ожесточенных дискуссий и борьбы муфтият оставался уникальным местом общения для представителей обоих направлений, своеобразной нейтральной площадкой, где можно было спокойно обсудить наиболее острые проблемы. В результате к муфтию с уважением относились обе стороны, об этом свидетельствует их активное участие в проведении его юбилейных торжеств в 1911 году.
Ильмира Гафиятуллина, Казань