• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Первый муфтий Российской империи

Время чтения: 4 мин
3433

В 1789 году среди кандидатов на должность муфтия только что созданного Оренбургского магометанского духовного собрания губернатор решил выбрать самого надежного человека. Таким образом, первым муфтием стал 33-летний Мухаммеджан Хусаинов (род. 1756).

Сначала он учился в Каргалах, позже в медресе Мухаммедгали хазрата в деревне Казакай, а затем обучался в Бухаре и поэтому владел персидским языком. Из Бухары Мухаммеджан Хусаинов отправился в Афганистан и некоторое время жил в Кабуле. Здесь он общался с Фаизханом Кабули и другими видными деятелями.

Мухаммеджан Хусаинов принадлежал к образованной купеческой семье, чей род происходил из деревни Султанай Уфимской провинции. Вначале он служил офицером в Оренбурге. Участвовал в комиссии по подписанию мирного договора с казахами, а затем был назначен к ним ахундом. Он сделал много для налаживания отношений между казахами и Российским государством.

После казахских степей Хусаинов был отправлен на Кавказ, где участвовал в присоединении Кабарды и принимал присягу на верность России. А затем активно пропагандировал среди мусульман, живущих в окрестностях Астрахани, быть верноподданными империи. Конечно, все его усилия не остались незамеченными, и он получил должную награду. В том числе благодаря этим заслугам его посчитали наиболее подходящей кандидатурой на должность первого муфтия.

Во время его работы муфтием мусульманам удалось получить от государства много свободы. В то время Екатерина II очень опасалась восстаний со стороны татар, башкир и казахов. Мусульманам разрешалось строить мечети и медресе, в некоторых городах (Оренбург, Верхнеуральск, Троицк и Омск) государство само участвовало в строительстве мечетей.

А в Оренбурге вдобавок государством была построена мусульманская школа. В последующем ее возглавил мударрис Мубсалям хазрат Мансури.

Согласно указу от 1788 года, Духовному собранию предписывалось назначать имамов на основе экзаменов. Основное делопроизводство велось на русском языке. Вначале Духовное собрание 5 лет находилось в Уфе, затем ненадолго переехало в Оренбург и в 1802 году снова вернулось в Уфу.

Официально оно продолжало называться Оренбургским магометанским духовным собранием. Вероятно, это также связано с тем фактом, что в 1802-1865 годах Уфа являлась административным центром Оренбургской губернии.

Большинство мусульман появление такого учреждения встретили с большим воодушевлением. Должность муфтия среди российских мусульман приобрела большой престиж, а также к нему с большим почтением относилась имперская администрация. Он имел довольно много прав: ни один православный священник или миссионер не имел права выступать против него.

Основываясь на предоставленные Екатериной II права, муфтий мог строить мечети и медресе, где пожелает и без особых на то разрешений. Из государственной казны ему выплачивалось жалованье в размере 125 рублей, кроме того, он получал множество подарков.

Таким образом, муфтий был довольно обеспеченным человеком. Для нужных поездок его всегда ожидала запряженная тройка коней. Казыи – мусульманские судьи при Духовном собрании – назначались из авторитетных татарских богословов. Например, на протяжении 100 лет с 1789 по 1889 годы на должность казыя не было назначено ни одного муллы из башкир или казахов.

Муфтий Мухаммеджан Хусаинов сделал очень много для мусульман Российской империи. Однако в последующем были и некоторые негативные моменты, связанные с жаждой богатства. Например, под Уфой у деревни Мирас муфтий приобрел огромные земли площадью 2 274 десятин.

Свою дочь Фатиму он выдал за хана Букейской Орды Джихангира и благодаря этому выгодному союзу стал владельцем большого количества лошадей. В последующем в своем имении он занимался разведением и продажей лошадей. Доход от торговли лошадьми составил более 50 тысяч рублей. Кроме этого, муфтий имел большие дома в Оренбурге и Уфе.

Однако в последующем башкиры подали на него в суд, обвиняя в незаконном присвоении земель. Ему на старости лет пришлось сидеть на скамье подсудимого. Эта была плата за его чрезмерную алчность. В результате суд отобрал у него часть земель. Это и ряд других дел негативно сказались на авторитете муфтия среди мусульман.

Муфтий Мухаммеджан Хусаинов покинул этот бренный мир 18 июня 1824 года и был похоронен в своем имении рядом с деревней Аджитар (Аджитарово). На должности муфтия он находился 34 года и 10 месяцев.

Как возникло Оренбургское духовное собрание (из рукописи одного имама)
Представляем вашему вниманию вольный перевод отрывка из рукописи Габдулхака хазрата Садыкова (1885–1990), посвященной истории создания Оренбургского магометанского духовного собрания.
26.08.2021
2843

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle