Отношение пророка Мухаммада (мир ему) к инвалидам
Посланник Аллаха (мир ему) в период своего правления мусульманской уммой осуществил большое количество реформ и сделал много для общественной жизни мусульман. Одна из его реформ касается инвалидов.
С давних времен в некоторых обществах психические нездоровые люди виделись окружающим как одержимые джиннами. Таких людей сжигали в кострах и думали, что таким образом они обретают свободу. Возможно, в некоторых обществах и по сей день принимают подобные меры по отношению к психически больным.
Таким образом, в источниках мы видим, что в истории психически нездоровые люди были закованы в цепи в конюшнях, либо в уголке дома. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в период своего управления мусульманским государством осуществил множество реформ, в частности, относительно инвалидов.
Посланник Аллаха очень хорошо относился к инвалидам, угощал их. Своей политикой милосердия он освободил инвалидов, не имеющих никакого социального статуса, от этого тяжелого бремени. Он шутил с людьми с ограниченными возможностями, создавал условия для их участия в социальной жизни, а также для их трудовой деятельности. Способствовал в обретении успеха в повседневной жизни.
В одном хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Помощь слепому, общение с глухим и немым таким образом, чтобы он понял; провожание нуждающегося в то место, где он сможет получить то, в чем нуждается; оказание помощи страдающему, который ищет средство избавления от своего недуга; помощь слабому, беря его за руки; помогать человеку, который испытывает сложности при общении – все это разновидности садака». (Ахмед бин Ханбал, Муснад, 5/168-169)
Некоторые сахабы с ограниченными возможностями
Хотя во время посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) количество инвалидов и не было точно известно, но их не было настолько много. Однако не так-то легко было узнать, что у некоторых сахабов имеются какие-либо ограничения возможностей. Причина этому в том, что они не жаловались на свои недостатки, с довольством принимали всё, чем испытывает их Аллах.
Самый известный незрячий сподвижник посланника Аллаха – это Абдулла бин Умм Мактум. Относительно него даже были ниспосланы аяты Корана (Абаса 80/1-12). Посланник Аллаха возложил на него обязанность муаззина. Тринадцать раз по велению пророка он был имамом во время намаза. Дом Абдуллы бин Умм Мактума находился далеко от мечети. По причине того, что не было человека, кто мог бы провожать его в мечеть для намаза, Умм Мактум попросил у пророка выполнять намазы дома. В ответ на это пророк сказал ему, что если он хочет призыва на молитву, то непременно должен ответить на него. Тем самым пророк указал на важность совершения коллективного намаза, вне зависимости от ограничений возможности.
Абдулла бин Масуд привлекал внимание низким ростом и худыми ногами. Несмотря на свою худобу, он пошел в Каабу еще в те времена, когда ей обладали многобожники племени Курайш, и читал там Коран. После всевозможных пыток, выздоровев наполовину, несмотря на все предупреждения, он вновь приступал к подобным действиям, что непременно говорит о его героизме.
Среди сахабов также была Насиба ханум. Во время битвы при Ухуде она в тылу врага ухаживала за ранеными воинами Аллаха. Однако, когда она увидела, что пророк остался в трудном положении, несмотря, что она женщина, тут же побежала его защищать. Во время столкновения с многобожниками была ранена в нескольких местах. После возвращения в Медину она на протяжении года вылечивалась от полученной тяжелой раны. Посланник Аллаха частенько навещал её, хорошо относился к ней, совершал особые мольбы за неё.
Таким же образом Насиба ханум во время праведного халифа Абу Бакра, несмотря на свои годы, приняла активное участие в сражении при Йамаме. Там она получила ранения в 12-и местах и потеряла руку. После возвращения мусульманской армии в Медину халиф Абу Бакр навестил её и назначил ей заработную плату из государственной казны.
Абдуррахман бин Ауф – один из десяти человек, кому был обещан рай при жизни. Вследствие ранения, полученного в сражении при горе Ухуд, он остался инвалидом. У Муаза бин Джабаля была повреждена нога. Посланник Аллаха назначил его наместником Йемена. У Амра бин Джамуха были повреждены обе ноги. В то же время он был в числе первых, кто принял мученическую смерть в битве при горе Ухуд, что очень потрясло посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Амр бин Туфейль и Бера бин Малик проживали свои жизни с больным организмом. Имран бин Хусейн годами был прикован к постели. О Муайлибе говорят, что он был болен проказой. Муаз бин Амр потерял руку. Обрадованный раем Талха потерял пальцы.
Незрячими сахабами были: Аббан бин Абдульмутталиб, Абдулла бин Аббан, Абдулла бин Джахш, Умейа бин аль-Аскар, Абдулла бин аль-Акрам, Умейр бин Адий, Абу Абдуррахман аль-Йербу, Ибн Аби Эвфа, дед Абу Бакра – Абу Кухафа, Хариза бин Нуман, Сад бин Аби Ваккас.
Еще при жизни пророка был такой сахаба по имени Захир. Этот сподвижник был с ограниченными возможностями, и поэтому стеснялся появляться на людях. Он жил в пустыне. Посланник Аллаха собрал некоторые фрукты и растения пустыни и предложил Захиру вместе продавать их на рынке Медины. Посланник Аллаха помогал Захиру продавать фрукты и наряду с этим делал ему комплименты. Однажды пророк сказал: «Захир – наша пустыня, а мы его город». (Тирмизи, Шемаил, 120, Бейрут, 1406)
Посланник Аллаха советовал нам хорошо относиться к людям с ограниченными возможностями, проявлять по отношению к ним милость, не стыдить их. Пророк предостерегал сподвижников не смотреть долго на инвалида и не исследовать его изъяны.
таймтюрк