• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Османы и их лошади

Время чтения: 4 мин
14446

Лошади оставили яркий след в истории и культуре Османской империи.

Начать следует с того, что лошадь – самое ценное в имуществе кочевника: она и средство передвижения, и рабочий инструмент и источник пищи и сырья для производства одежды и обуви, а также предметов снаряжения. Как спутнику кочевника нет ей равных среди животных: она  быстра, сильна, вынослива и умна.

У  тюркских кочевых племен Центральной Азии  самой распространенной породой лошадей была туркменская. Эти лошади могли без отдыха проделывать многокилометровые марши – важное качество для средства передвижения кочевника, все время находящегося в движении в поисках новых пастбищ для своих бесчисленных стад, а стремительно уходящего от преследования врагов, или, наоборот, преследующего их. Никто точно не знает, сколько лошадей было у кочевников в те далекие времена, но счет их мог идти на миллионы.

Предки османов приехали в Анатолию на лошадях примерно в то же время как турки-сельджуки начали создавать свое государство. Битва при Манцикерте 1071 года, в которой сельджуки победили византийцев открыла им дорогу в Малую Азию.

Общественный строй кочевников – военизированные племенные союзы, возглавлявшиеся наиболее храбрыми и мудрыми вождями позволял забирать себе все земли, которые они могли удержать силой. От своего имени вожди наделяли этой землей тех, кто служил им и кого они считали достойными надела. При Османах такую землю называли тимар. Тимарами наделялись конные воины, отличившиеся в военных действиях. Владелец земли –тимариот был обязан по приказу своего повелителя предоставить  ему готового  для ведения военных действий  воина верхом на коне  и с оружием –джебелю.  С каждых 3000 акче доходов  от тимара выставлялся один джебелю.

Именно по такому принципу формировалась знаменитая турецкая конница –сипахи, наводившая ужас на  врагов в 14-17 веках и в дальнейшем послужившая образцом для  европейских военачальников в деле организации легкой конницы.

Лошади были неотъемлемой частью военной машины Османов.  Они  были принадлежностью военной элиты империи, ее отличительным знаком,  символом доблести, храбрости и удали на поле боя. Несомненным огромным достоинством конницы сипахов было то, что она не стоила казне ни гроша:  ее содержали за  счет доходов с тимаров. Если владелец тимара  не мог выставить  по приказу султана воина в полном боевом снаряжении, то его лишали надела.

Тимары не были наследственной собственностью и после смерти владельца могли передаваться не его потомкам, а другим лицам. Здесь в первую очередь имели значение личные заслуги.

Общая численность сипахов колебалась от 40 тысяч в 15-16 веках до 200 тысяч в более позднее время. Сипахи Балкан принимали участие в европейских походах, в то время ка сипахи Анатолии присоединялись к армии, направлявшейся в восточном и южном направлениях.

Первоначально сипахи вооружались луками, из которых они стреляли на ходу, а в ближнем бою использовали сабли, булавы и пики. Для защиты лошадей применялись доспехи, закрывавшие ей голову шею и переднюю часть. От конских  доспехов отказались когда получило широкое распространение огнестрельное оружие, от которого они не могли защитить.
Лошади были настолько ценным имуществом, что их всячески берегли и если они заболевали, то их лечили специальные врачи. Лошади также проходили специальную подготовку к  службе.

Лучшие лошади в империи были, конечно же, у султанов. В первые годы существования империи султан сам бросался в гущу битвы и собственноручно разил врагов, но позднее он уже лишь наблюдал за ходом битвы и руководил ей как полководец. Ещё позже султаны перестали даже выезжать на театр военных действий, предоставив руководство армией своим военачальникам и ограничиваясь лишь символическим участием в военных церемониях, на которых также появлялись верхом на великолепных лошадях.

Элиас Хабеши,  оставивший наблюдения о жизни Османской империи конца 18 века отметил, что у османского султана было 3000 лошадей, разделенных на три  стада, насчитывавших соответственно 1800, 700 и 500 голов  каждое. Также в его распоряжении было 400 мулов для перевозки  личных вещей и снаряжавшихся в дорогу, если османский владыка выезжал куда-нибудь из Топкапы. Кроме этого многочисленные придворные султана имели каждый свою лошадь, и по подсчетам Хабеши общее число лошадей при дворе могло составлять до 6000.  Даже у простого пажа могло быть до трех лошадей. Султанских лошадей обслуживали 3500 конюхов. Часть лошадей, менее  500 голов, содержалась в резиденции султана – дворце  Топкапы. Остальные – за пределами дворца и даже – за пределами города.

В 19 веке часть лошадей содержалась на берегу Босфора в местечке Аязага.

Султанским лошадям полагалась богатая сбруя: бархатные седла, расшитые золотом и серебром  с уздечками ручной работы, украшенными драгоценными камнями и позолоченными стременами. Их можно увидеть в европейских музеях, куда они попали в качестве трофеев, захваченных европейскими солдатами в ходе многочисленных войн с османами.

Уникальные образцы султанской сбруи и упряжи лошадей, принадлежавших правителям империи, есть в коллекции бывшей султанской резиденции – музея Топкапы.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle