Образование в Османской империи – от традиции к модернизации
Система образования в Османской империи сложилась постепенно и трансформировалась с течением времени, меняясь вместе с османским обществом. Первое медресе было построено в Изнике еще Орханом Гази. Традиционная система образования включала в себя мектебы (начальные школы) и медресе (аналог высшего учебного заведения), которые располагались при мечетях. Для становления системы медресе важным аспектом было создание султаном Мехмедом Фатихом Сахн-и-Семан (восьми медресе) в 1463-1471 годах и строительство сети медресе Сулейманийе султаном Сулейманом Кануни в 1550-1557 годах. Основная часть будущих чиновников и администраторов империи обучалась именно в них. Медресе готовили не только управленцев, но и специалистов в разных областях знаний, например, врачей и архитекторов. Выпускники этих медресе после окончания обучения обычно поддерживали связи между собой и помогали друг другу.
Эта система просуществовавшая до 19 века была подвергнута кардинальному реформированию, когда в ходе проводимых султанами многочисленных преобразований ее попытались переделать по европейским образцам с целью наладить подготовку специалистов, прежде всего по техническим специальностям. Все началось с реформ султана Махмуда II, который разогнал янычарский корпус и попытался создать армию по европейскому образцу, для чего ему нужны были европейски образованные офицеры. Он оставил нетронутой систему медресе, но дал возможность выпускникам начальных школ-мектебов поступать в технические учебные заведения, принадлежащие военному ведомству.
Две такие школы были открыты при мечетях Сулейманийе и Султанахмет. Еще три школы были открыты для подготовки гражданских чиновников, которые должны были работать на реформированное правительство.
Султан также оказал поддержку ранее существовавшим техническим учебным заведениям – военно-морской и военно-инженерной школам. Кроме этого он послал на обучение в Европу подающих надежды молодых людей, которые по возвращении должны были занять вакансии преподавателей в реформированных учебных заведениях. Более того султан поручил им перевод европейских технических терминов на османский язык. Была также учреждена медицинская школа, преподавание в которой велось на французском языке и по европейским учебникам, из-за нехватки учебных материалов на османском языке.
Выпускники европейских – немецких и французских учебных заведений подготовили эпоху реформ Османской империи –танзимат, которая была объявлена соответствующим указом султана в 1839 году и в ходе которой были образованы министерства на европейский манер, в том числе и министерство образования (1847 год).
Тем не менее, реформа образования осложнялась тем, что в стране одновременно существовало несколько систем образования: традиционная (мектебы и медресе), учебные заведения, возникшие в ходе реформ и школы, находящиеся на содержании религиозных меньшинств, которые имели свои собственные программы, преимущественно конфессионального обучения и в которые Османское государство не вмешивалось.
Новым изменениям система образования в османской империи подверглась при султане Абдулхамиде II в ходе реформы 1879 года, а с 1883 года стал взиматься специальный налог на содержание учебных заведений. К сожалению этого было недостаточно, чтобы в массовом порядке обеспечить получение высшего образования выпускниками начальных школ.
Система же медресе постепенно приходила в упадок. Начало этому было положено еще в 1826 году, когда было создано министерство имперских вакуфов – Эвкаф-и-Хумаюн Незерети и в его распоряжение были переданы все вакфы, на доходы от которых и содержались главным образом медресе по всей стране.
Дело осложнялось еще и тем, что больше всего начальных школ - 4390, было у православных греков, которые недостаточно владели государственным турецким языком. Ситуацию отчасти исправили усилия окружных учебных комитетов, направлявших в эти школы учителей турецкого языка, получавших жалование от министерства просвещения.
В 1880-х годах было завершено создание сети лицеев в Анатолии и средних школ по всей территории империи.
Кроме этого существовал так называемый Рум Лисеси – основанная в 1454 году по разрешения султана Мехмеда Фатиха частная школа, которую еще назвали Патриаршей академией, в которой обучались представители греческой православной общины.
Со своей стороны армяне, имевшие до 1860-х годов лишь начальные школы, по решению своего патриарха Нерсеса Варабетьяна в 1886 году создали Эрмен Лисеси.
Вместе с тем турецкий язык стал превращаться в общелитературный язык. Были созданы греко-турецкий и армяно-турецкий словари.
Выпускникам немусульманских школ была предоставлена возможность получать образование в высших учебных заведениях Османской империи.
Выпускники-немусульмане османских ВУЗов пополняли ряды имперской бюрократии. Они заняли руководящие посты и в государствах, образовавшихся в результате дезинтеграции и дальнейшего распада империи.
Результатом развития системы образования стало, в том числе и появление вестернизированной интеллигенции, вставшей в оппозицию государственной власти и требовавшей все более и более радикальных реформ и смены формы государственного устройства с абсолютно монархической на конституционную. Именно выпускники, в первую очередь, военных учебных заведений стояли у истоков младотурецкой революции и дальнейшего крушения государства Османов.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.