Образ Марьям (Девы Марии) в исламе
Марьям бинт Имра́н (или в библейской традицици Дева Мария) – мать пророка Исы (а.с.). Первая среди женщин, восхваляемых в Коране.
Марьям (р.а.) – является одной из самых почитаемых женщин в исламе. Потому она – главный женский персонаж, упоминаемый в Коране. «О Марьям (Мария) ! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров. О, Марьям (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется». (Сура, 3: 42).
Еще одним доказательсвом особого положения Марьям (р.а.) в исламской теологии служит тот факт, что ее имя – единственное женское имя, упоминанемое в Священном Коране. Даже имя первой женщины – жены Адама (а.с.) (в библейской традицици Ева) не упоминается в Коране.
Марьям изначально была рождена с высокой божественной миссией, поэтому, несмотря на испытания, которые выпадали на ее долю в течении жизни, Аллах всячески оказывал ей содействие. Ее имя в Коране упоминается 33 раза (даже больше чем имя ее сына, пророка Исы (а.с.)). Марьям (р.а.) посвящена отдельная сура Корана под № 19.
Ее родители ждали мальчика, но Аллах пожелал по-иному. В Коране об этом говорится, что мать Марьям Ханна, родив ее, сказала: «Господи! Я родила девочку, но Аллаху было лучше знать, кого она родила. – А ведь мальчик не подобен девочке. Я назвала её Марьям» (Сура, 3:36). Имя "Марьям" означает «служащая Богу». В детстве наставником будущей матери пророка Исы (а.с.), стал другой пророк Закария (а.с.) (в библейской традиции Захария), к которому она была определена по жребию (так как никто не хотел ее брать в ученицы).
Марьям (р.а.) прожила в г. Бейтельмукаддасе 23 года, где она находилась в положении шакирда (ученика), хотя до нее таким правом обладали только юноши. Пророк Закария (а.с.) обучал ее Таурату (Торе), помогал, заменив ей и отца и мать. Затем, по велению Аллаха, родился Пророк Иса (а.с.), и Марьям вместе с первенцем перебралась в Шам (Сирию), где обосновалась в пещере горы Тибан. Особое почитание Марьям (р.а.) также связано с теми испытаниями, которые были ей уготованы Всевышним. В частности, после рождения пророка Исы (а.с.), многие люди обвиняли ее в прелюбодействе, так как у нее не было законного мужа. Как и в случае с пророками, посредником между нею и Всевышним выступил ангел Джабраиль (в библейской традиции Гавриил).
В исламе, как и в христианстве, признается факт непорочного зачатия пророка Исы (а.с.) его матерью Марьям. В Коране говорится по этому поводу: «И Марйам, дочь Имрана, которая сберегли свои члены, и Мы вдунули в нее от Нашего духа (Джабраиль мир ему). И она сочла истиной слова ее Господа и Его писания и была из числа благочестивых». (Сура, 66:12). То есть Аллах через своего посланника ангела Джабраила вдохнул (внедрил) жизнь в тело Марьям (а.с.). В этом аяте сторонники попыток совмещения научного и религиозного взгляда на мироустройство могут найти отсылку к искусственному оплодотворению. Не претендуя на полную истинность (лишь Всевышний знает ее), скажем лишь, что понятие «Джабраиль вдохнул жизнь» очень напоминает понятный современному человеку метод так называемого экстракорпорального (или искусственного) оплодотворения, когда в тело матери внедряется оплодотворенная яйцеклетка.
Этот метод не стоит ни в коем случае путать с клонированием, при котором в тело матери внедряется полная копия уже готового живого организма. Данный метод одинаково осуждается всеми мировыми религиями (в том числе и исламом), как противоречащий божественным законам.
Марьям (р.а.) и ее сын пророк Иса (а.с.) очень почитаемы в исламе, но, в отличии от христианства, не имеют никакого божественного статуса, то есть они такие же люди, как и все.
Образ Марьям (р.а.) демонстрирует нам великую роль женщины-матери – продолжательницы рода человеческого, которая присутствует в исламе. Если правильно осмыслить информацию из Корана, которая несомненно дает нам не просто историческую информацию, но и морально-этические установки, то становиться понятным, что принижение положения женщины, культивируемое в некоторых исламских сообществах никоим образом не допустимо и является в корне неверным и не богоугодным явлением.
Это касается тех случаев, когда радикальные фанатики прикрывающиеся именем ислама, запрещают женщинам получать образование, исключают их из общественной жизни и т.д. Сама судьба Марьям (р.а.), которая благодаря покровительству Всевышнего получала образование наряду с юношами, показывает, что Аллах через Коран говорит о том, что благочестивая женщина может и должна быть образованной, и имеет право занимать самое высокое положение в обществе в соответствии с ее способностями.
Ильнар Гарифуллин