• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мусульмане и викинги – столкновение двух миров

Время чтения: 7 мин
59748

«Если бы Аллах захотел, то сделал бы их одной общиной [верующих]. Но Он вводит в Свою милость, кого пожелает. И нет [неверующим] злодеям ни покровителя, ни помощника [кто защитил бы их от наказания]» (сура «Аш-Шура» 8 аят).

Более тысячелетия назад флотилии викингов вселяли страх в сердца прибрежных и речных жителей по всей Европе. Их мир и мир мусульман представляли собой два полюса. Один из них был рыжеволосым языческим племенем, которое носило рогатые шлемы и зарабатывало на жизнь грабежом; другой – космополитической, утончённой цивилизацией, которая охватывала все континенты.

Викинги находились на пике своего могущества и влияния между концом VIII и началом XI веков, известных как «время викингов». В этот период ислам вступал в свой золотой век, с возрождением беспрецедентных интеллектуальных и экономических высот, которые в конечном итоге достигнут каждого уголка земного шара, от Китая до современной Испании.

Кто такие викинги?

Родиной викингов была Скандинавия – современная Норвегия, Швеция и Дания. Отсюда они проделали огромные расстояния, главным образом по морю и реке, и достигли Северной Америки на западе, России на востоке, Лапландии на севере и Северной Африки и Ирака на юге. Они были искусными мастерами и строителями лодок, отважными исследователями и прекрасными торговцами.

Столкновения двух цивилизаций

Когда речь заходит об истории Испании, редко возникают разговоры о викингах. Тем не менее, встреча этих двух культур впервые случилась во время битвы в Аль-Андалусе, современной Испании.

Интересно, что в то время как мусульмане на Ближнем Востоке называли викингов «Рус», что было также известно византийским римлянам, мусульмане в Европе называли их «Майюс», то есть «Огнепоклонники» – отсылка к языческим верованиям викингов.

Едва завершив завоевательные походы в бассейне Средиземного моря, викинги стремились помериться силами с военной мощью мусульман. В 844 году в столицу Куртубы (Кордова) прибыло письмо от губернатора Лиссабона Буртукаала Вахбалла ибн Хазма к эмиру Омейядского эмирата Аль-Андалус Абд ар-Рахману ибн аль-Хакаму II, предупреждавшего, что около 70-100 кораблей викингов были замечены у берегов его провинций. В других рассказах корабли считались настолько многочисленными, что их описывали как наполняющие море тёмно-красные птицы, в то время как сердца людей наполнялись страхом и трепетом.

Высадившись в Лиссабоне со своими железными рогатыми шлемами, кольчугами, деревянными щитами, копьями, луками, топорами и мечами, они наводили ужас на всех жителей города. Затем они сделали то же самое в Кадисе и Сидоне, прежде чем напасть на большой город Ишбилийя (Севилья), который осадили и взяли штурмом и подожгли самую большую мечеть.

Говорят, что викинги были необычайно храбры, и поэтому Абд ар-Рахман хотел убедиться, что все подкрепления прибыли, прежде чем бросать вызов столь сильной армии. Когда все солдаты с границ прибыли и собрались под одним знаменем, мусульмане поспешили занять свои позиции под покровом ночи на возвышенности к юго-востоку от Севильи в месте, называемом Морон, чтобы подстеречь врага.

Они использовали большую башню церкви в городе в качестве сторожевой башни, чтобы наблюдать за передвижением викингов. Сразу после того, как время Фаджра прошло, стража на сторожевой башне послала сигнал, что викинги начинают наступление, а их общая численность – порядка 16 000 человек. Мусульмане пропустили их, а затем напали на них из засады, таким образом отрезав викингов от Севильи, где располагался их лагерь.

Разгромив викингов в этой атаке, мусульмане двинулись на Севилью. Когда местная армия Майюса увидела продвижение мусульман и услышала о бедствии, постигшем их отряд в Мороне, то начали отступать обратно к своим кораблям и отплыли прочь. Мусульмане преследовали их, захватили и сожгли четыре корабля, предварительно выгрузив из них весь свой груз.

Мусульманский историк Ибн Адхари рассказывает об этом событии в своих трудах: «Бог отдал их нашим мечам и уничтожил их, как бы многочисленны они ни были. Их генерал был убит. Когда они были уничтожены, правительство объявило об этом событии по всей провинции, чтобы отпраздновать это».

Хитрости и находчивость Аль-Газаля

Для викингов было характерно набеги завершать торговлей. После битвы послы короля викингов пришли к Абд ар-Рахману просить мира. Абд ар-Рахман решил ответить согласием на эту просьбу, и состоялся обмен посланниками.

Человек, которому мусульмане поручили эту задачу, был Яхья ибн Хакам, более известный как Аль-Газаль (не путайте с мусульманским мудрецом аль-Газали!), который был ведущим дипломатом в Аль-Андалусе и обладал гибким умом, отличался остроумием, мужеством и настойчивостью, а также знал, как открыть любые двери. Он вместе со своим спутником совершил опасное путешествие в королевство викингов на Атлантическом севере.

Через два дня после прибытия на большой остров в океане король викингов вызвал к себе Аль-Газаля. Аль-Газаль сообщил, что его не заставят преклонить перед ним колени, и что от него и его спутников не будут требовать ничего, что противоречило бы их вере. Король согласился на выдвинутые условия, но приказал сделать вход, через который к нему должны были подойти, таким низким, чтобы можно было войти только стоя на коленях. Аль-Газаль сел на землю, вытянул вперёд обе ноги и пополз на руках. И когда он прошёл через дверной проём, то вновь встал прямо. Он встал прямо перед королём викингов и сказал: «Ас-саламу алейкум, да пребудет мир с тобой, о, царь, и с теми, кто находится в твоём зале собраний, и почтительно приветствую тебя!»

Аль-Газаль почувствовал, что царь хочет впечатлить посланца великолепием и богатством своего дворца и размером власти. Аль-Газаль не преминул воспользовался этой возможностью, чтобы напомнить царю о его истинной роли, прочитав 88 аят из суры «аль-Касас», главы, в которой рассказывается история Мусы (мир ему) и Фараона: «Не обращайся с мольбой наряду с Аллахом к другому богу. Нет бога, кроме Него! Все погибнет, кроме Него. Ему принадлежит власть, и к Нему вы будете возвращены».

Тогда царь ответил: «Это один из мудрецов своего народа, мы хотели унизить его, но он перехитрил меня, показав мне подошвы своих ног, сначала сидя на земле, когда он вошёл (вместо того, чтобы поклониться мне)». Аль-Газаль зачитал царю письмо Абд ар-Рахмана и вручил ему дары, которые тот передал.

Из различных хроник известно, что царица проявляла настоящий интерес к Аль-Газалю, и он провёл некоторое время с ней, ведя увлекательные беседы об исламе и мусульманском мире.

Здесь очень уместно вспомнить о том, что в марте 2015 года в ходе раскопок в Швеции было найдено кольцо, украшенное куском стекла фиолетового цвета. На стекле была обнаружена надпись, которая гласила либо «за Аллаха», либо «к Аллаху» на древнеарабском куфическом письме. Кольцо было найдено в могиле к северу от Борга, на острове Бьорке. Одежда и украшения вокруг разложившегося скелета говорят о том, что это было женское захоронение, датируемое 850 годом нашей эры (как раз время приезда Аль-Газаля). Так или иначе, кольцо является свидетельством прямого взаимодействия викингов с исламским миром.

Викинги и Ибн Фадлан

Самый важный отчёт очевидца о викингах – это труды Ибн Фадлана, путешественника, эксперта в области исламской юриспруденции в суде аббасидского халифа аль-Муктадира. Именно его рассказ вдохновил автора романа Майкла Крайтона «Пожиратели» 1976 года и послужил основой для картины «13-й воин» с Антонио Бандерасом в главной роли.

Ибн Фадлан был послан из Багдада в 921 году в качестве секретаря к послу аббасидского халифа аль-Муктадира к илтебару (вассалу-царю при хазарах) Волжской Булгарии Алмышу. Их основной миссией было разъяснение исламского права недавно обращённому булгарскому народу, живущему на восточном берегу Волги на территории нынешней России

Во время своей миссии он столкнулся с викингами, с которыми также провёл некоторое время и которых описал следующим образом: «Я видел русов, когда они приезжали в свои торговые путешествия и становились лагерем у реки Вульгар. Я никогда не видел более совершенных физических образцов, высоких, как финиковые пальмы, белокурых и румяных...у каждого человека есть топор, меч и нож, и он всегда держит их при себе».

Ибн Фадлан далее отметил их пренебрежение простыми правилами гигиены: «Они самые грязные из божьих созданий». Путешественник был потрясён тем, как они моют руки: «Они делают это самым грязным способом» - в общем тазу с водой.

Это был период, когда викинги совершали регулярные путешествия вплоть до Багдада для ведения торговых отношений. До сих пор в могилах эпохи викингов среди погребённых под землёй кладов можно найти тайники с арабскими дирхамами.

Вместо послесловия

Когда современные исследователи изучают историю викингов, то в значительной степени полагаются на мусульманских хронистов, потому что, в отличие от европейцев, сообщения арабских мусульман считаются гораздо более объективными и в глазах многих современных учёных более достоверными. Благодаря этим источникам мы не только узнаём о настоящем облике викингов, но также и о том, как вели себя мусульмане, гордясь своей верой и не испытывая страха перед господствующим окружением, как мы видели на примере Аль-Газаля.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle