Любовь к Родине – это часть твоей веры: роль мусульман в период войны
Габдрахман Расулев: «Любовь к Родине – это часть твоей веры»
«Разрешено тем [верующим], с которыми поступили несправедливо, сражаться [в ответ, защищая свои права]. Поистине, Аллах способен помочь им [в этом]. Это те, кто был не по праву изгнан из своих земель только за то, что говорил: «Наш Господь — Аллах». Если бы Аллах не дал одним людям защищаться от других, то были бы разрушены монастыри, церкви [христиан], синагоги [иудеев] и мечети [мусульман], где много поминают имя Аллаха [а после разрушения там, естественно, перестанут Его поминать]. Аллах обязательно поможет тому, кто помогает Ему [через помощь Его религии, ведь сам Всевышний ни в чьей помощи не нуждается]. Поистине, Аллах — Сильный, Достойный» (сура «Аль-Хадж», аяты 39–40).
В этом году весь мир встречает 75 годовщину со Дня великой Победы в ожесточённой, унесшей миллионы невинных жизней Великой Отечественной войне. Да, к сожалению, в этом году в условиях пандемии коронавируса у нас нет возможности выйти на улицы, лично поблагодарить оставшихся в живых ветеранов, почтить тех, кто уже никогда не увидит синее небо и не услышит смех детей.
Не сможем мы пройтись тысячным строем, держа в руках портреты наших дедов и прадедов, отдавших свою жизнь, молодость, честь за то, чтобы мы с вами могли сегодня жить, воспитывать детей, видеться с родственниками, ходить в мечети и просто радоваться тому, чем нас наделил Всевышний. Но мы можем сохранить в памяти их подвиг, передать его следующему поколению, помня о том, какой ценой досталась победа и всеми силами предотвращая возможность повторения этих ужасов…
И сегодня мы хотим хотя бы немного рассказать вам о том, как многонациональный и поликонфессиональный народ Советского Союза смог отстоять свою Родину, став единым целым, невзирая на возможные распри и обиды.
Мусульманское духовенство повело за собой народ
Сотни тысяч мусульман Советского Союза аккурат сразу же после начала ожесточительной войны, продлившейся 1418 дней и ночей, оставив позади возможные обиды, принимали активное участие в сражениях на фронте и в тылу врага, занимались сбором средств в Фонд обороны, снабжали Красную Армию оружием, снаряжением, продовольствием, поддерживали семьи воинов, ушедших на фронт, заботились о миллионах сограждан, эвакуированных из районов боевых действий. Мусульмане стали инициаторами организации сбора денежных средств для нужд армии. На народные деньги уже к 1942 году было построено более 2 тысяч боевых самолетов, восемь подводных лодок, десятки тысяч миномётов.
Не осталось в стороне и мусульманское духовенство. К примеру, имамы мечетей обращались к верующим через свои проповеди, в которых призывали мусульман, не жалея собственных сил и жизней, сражаться с фашистскими захватчиками, оказывая всемерную помощь Красной Армии, советскому государству в деле борьбы за освобождение оккупированных врагом земель и разгрома гитлеризма.
А в мае 1942 года в Уфе прошёл съезд представителей исламских религиозных деятелей и верующих страны, где тогдашний председатель Центрального духовного управления мусульман муфтий Габдрахман Расулев в своём обращении сказал: «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах.
Ибо мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего): "Хуббуль ватан миналь иман", что означает: "Любовь к Родине и её защита являются одним из условий веры". Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Мирный труд мужчин и женщин, занявших рабочие места ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою».
Именно Габдрахман Расулев год спустя выпустит фетву, в которой будет говориться: «Мы, учёные Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов». Это обращение в последствие будет переведено на все языки мусульманских народов Союза и получит широкое распространение в их местах проживания. Эта фетва зачитывалась во время проповедей в мечетях и даже была опубликована в газете «Труд» (беспрецедентное событие!).
Всё это оказало значительное влияние на мобилизацию мусульман, которые внесли огромный вклад в победу над фашистскими захватчиками. Нельзя забывать и о том, что немало стратегически важных объектов было эвакуировано с оккупированных территорий в восточные районы Советского Союза. Сотни тысяч беженцев нашли приют, понимание и поддержку у мусульман Средней Азии. Таджики, узбеки, казахи, киргизы гостеприимно приняли к себе сотни русских, украинских, белорусских, еврейских и прочих семей. Особое внимание было уделено сиротам, которые в новых, мусульманских семьях нашли покой, уют, бесконечную заботу и доброту, теплоту человеческого сердца и соучастие к непростой судьбе ребёнка военного времени.
Государство и мусульмане стали единым целым
Стоит отметить, что определённую роль сыграло и использование мусульманской символики в документах, принимаемых на общегражданских форумах и публикуемых в средствах массовой информации. Ярким примером тому следуют слова из Обращения, принятого участниками антифашистского митинга, который организовали представители народов Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Казахстана, Киргизии, состоявшегося 31 января 1943 года в Ташкенте:
«Дорогие сыновья-бойцы! Гитлер назвал нас – народы Таджикистана, Киргизстана, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана – полулюдьми, «низшей расой», недостойными носить звание человека. Вдолбите же своими мощными ударами в тупые башки варваров, кто такие туркмены, узбеки, казахи, киргизы, таджики. И чем сильнее будут ваши удары, тем крепче запомнятся им имена наших народов! Бойцы-сыновья! Бойцы-братья, мужья! Великая битва, которую вы теперь ведёте – это газават за свободу советской Родины, и на знамени этого газавата написаны священные слова: «Честь, свобода, мщение».
Между прочим в этом же 1943 году были созданы новые духовные управления, помимо Центрального, которое расположилось, как мы знаем, в Уфе. В Ташкенте – Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, в Буйнакске – ДУ мусульман Северного Кавказа, в Баку – ДУ мусульман Закавказья.
В Бухаре начало функционировать медресе «Мир-Араб». В городах и сёлах были открыты сотни мечетей. Фактически мусульманам вернули более тысячи различных культовых мест и учреждений. Из тюрем и лагерей было выпущено большое количество служителей ислама. Параллельно с этим со стороны власть предержащих было инициировано восстановление одного из пяти столпов ислама – закята — в пользу нуждающихся мусульман, который стали собирать специальные представители религиозных организаций.
В городах и сёлах по всей большой стране вновь открывали свои двери мечети, а мусульманские общины снова получили в своё ведение религиозные учреждения. Мечети вновь стали важнейшими центрами не только духовной поддержки, моральной подпитки населения, оказавшегося в ужасных условиях военных действий, но также оказались очагами материальной поддержки семей, чьи единственные кормильцы ушли на фронт. Большой поддержкой для семей фронтовиков была реализация установок вероучения о жертвоприношении скотом и обязательной милостыне по случаю окончания месячного поста.
Мусульмане на передовой Великой Отечественной
Яркое доказательство героизму мусульман Советского союза – тот факт, что звания Героя СССР были удостоены десятки и сотни воинов-мусульман, среди которых — татары, представители дагестанских народностей, узбеки, азербайджанцы, чеченцы, крымские татары, кабардинцы и другие.
Если мы обратимся к многочисленным историческим сводкам этого периода, то можем узнать, что одним из последних защитников Брестской крепости был ингуш Умат-Гирей Барханоев. А вообще, пожалуй, в каждой роте, батальоне, полку – на всех фронтах были мусульмане разных национальностей, которые наравне со всеми, бок о бок выполняли свой воинский долг, храня при этом верность своей вере. Среди тех, кто воздвиг красное знамя над рейхстагом и принимал участие в его штурме, были татарин Гази Загитов, казах Рахимжан Кошкарбаев, дагестанец Абдулхаким Исмаилов и др.
Мы, сегодняшнее поколение, просто не вправе забыть о том, какой ценой досталась нам эта Победа. Не вправе хотя бы потому, что должны не допустить повторения истории сегодня, суметь защитить сегодняшних детей от того ада, через который прошли наши деды, вернувшиеся с полей той войны или навеки обретших покой в земле… Мы должны помнить и быть достойными памяти предков…
«Не из нас тот, кто призывает к национализму, не из нас тот, кто воюет ради национализма, не из нас тот, кто умрет ради национализма!» – гласит хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).
Ильмира Гафиятуллина