Татарские шейхи: Мухаммад-Закир ишан Камалов и его роль в духовном развитии общества
Фото с выставки «Наследие Ясави и древний Туркестан» / Ислам-тудей
Татарские суфийские шейхи и их роль в духовном развитии общества
Мухаммад-Закир ишан Камалов
Мухаммадзакир ишан Камалов является одним из выдающихся личностей, смыслом жизни которого было служение своему народу, умме. Он был шейхом тариката Накшбандийа-халидийа. Известно, что Мухаммад-Закир хазрат в течение почти полувека служил имам-хатыбом в городе Чистополе Казанской губернии, со держал весьма крупное по тем временам медресе «Камалия», выпускниками которого стали такие знаменитые ученые, общественные деятели и писатели как Ризаэддин Фахреддин, Фатих Карими, Галиасгар Гафуров-Чыгтай, Гаяз Исхаки и др.
Следует отметить, что Мухаммад-Закир ишан Камалов был лидером тариката Накшбандийа в центральной части России, а Зайнулла ишан Расулев в таком качестве выступал на юго-востоке страны.
Его полное имя – Мухаммад-Закир бин ʻАбдулвахаб бин ʻАбдулкарим ас-Саснави. Он родился в деревне Сасна Малмыжского уезда Казанской губернии (ныне Балтасинского района Ре спублики Татарстан) в 1804 году.
Учился в знаменитом Маскаринском медресе у муллы ʻАбдуллы бин Яхъя (ныне д. Маскара Кукморского района Республики Татарстан) и в деревне Сасна у муллы Таджуддина бин ʻАбдуррашида ал-Иштиряки.
17 сентября 1846 года распоряжением Казанского губернского правления был назначен имам-хатыбом Чистопольской мечети. Духовным наставником Мухаммад-Закир хазрата в тарикате Накшбандийа халидийа был шейх Махмуд-афанди ад-Дагистани ал-Алмали. Махмуд-афанди ад-Дагистани вступил в тарикат под руководством шейха Хашима-афанди ал-Ямшани, а тот – под руководством шей ха Зыяуддина Зубайхуллаха аш-Ширвани.
Последний был преемником Мавляна Халида аль-Багдади (да освятит Аллах их высочайшие сокровенные тайны). Мухаммад-Закир ишан воспитал много мюридов, среди которых был известный дагестанский религиозный и общественный деятель, муфтий Сайфулла-кади Башларов.
Это интересно: кем был Мухаммад-Закир Чистави Камалов?
В Чистопольском мухтасибате состоялись V Чтения имени Мухаммад-Закира Камалова Фото: ДУМ РТ. 
Закир ишан не стоял в стороне от мирских дел, занимался торговлей, стал купцом II гильдии, нажил значительное состояние. Он был женат на Бибигасиме ас-Саснави. Её отец Хасан построил в Чистополе мечеть. После смерти в 1867 году оставил наследство прихожанам 25,9 тыс. рублей в виде фидии, т.е. искупительной жертвы.
Семья Закира Камалова была большой, в ней только от первого брака воспитывалось четверо детей. Одна из его дочерей – Фатима – умирает в молодости, другие две – Бибигандалиб и Бибихадича – связывают свою жизнь с имамами Мухаммед-Шагитом и Шигабутдином.
Сын Мухаммед-Наджиб также берет в жены девушку из почтенного рода. Однако брак Мухаммед-Закира с Бибигасимой не был единственным. Несмотря на свой солидный возраст, хазрат в 1869 году сватается к 14-летней красавице Бибифатиме. С 15 16 лет Бибифатима стала одаривать мужа детьми, и через какое-то время число их достигло 14 (четверо умерли во младенчестве), абсолютное большинство были девочки. Занимавшийся торговлей Мухаммед-Закир Камалов не удовлетворился только обустройством дома, расширением усадьбы и заботами по хозяйству.
Будучи образованным, ясно мыслящим человеком, он построил на свои деньги добротное помещение для медресе и с 1847 года стал преподавать в нем. Позднее, в 1893 году, в духовном завещании Мухаммад-Закир Камалов писал, что в этом медресе на протяжении 46 лет на собственные средства он обучал богословским наукам, и утверждает право преподавать сыну Ибрахиму и другим ответственным лицам, не выходя за рамки, предписанные ишаном при его жизни, только религиозные дисциплины, а также татарский, арабский и персидский языки.
Судя по официальным данным, в 1874 году в этом медресе обучалось 45 мальчиков, в 1883 году – 60.
Закир Камалов, кроме всего прочего, имел широкую известность мецената, хотя особым богатством при многочисленности своего семейства не отличался. В 1882 году на его средства была построена мечеть второго прихода.
В одном из архивных документов 1893 года есть такие строки о Мухаммед-Закире Камалове: «Он был хорошо известен в мусульманском мире, и не только в Казанской губернии, но и далеко за ее пределами...
Такую широкую известность мулла Мухамед-Закир приобрел своей обширной ученостью в мусульманских науках и безупречным, с точки зрения магометанского шариата, об разом жизни. Он был в глазах татарского общества и учёный, и святой ишан как носитель магометанской учености, как мударрис (учитель)».
Он «...привлекал массу учеников в свое медресе, а как ишан... собирал вокруг себя последователей и поклонников-мюридов. Ученики его медресе, по окончании в нем курса, сделавшись муллами, распространяли славу своего учителя во все концы России, и число последователей ишана среди мусульманства все более и более увеличивалось».
Совершивший паломничество в святые мусульманские города Мекка и Медина хаджи Мухаммед-Закир ишан изредка приезжал и в Казань, где его встречали с великими почестями. Как свидетельствуют архивные источники, «местные муллы и именитые татары выезжали к нему навстречу и усердно добивались чести принять его у себя дома. Во время пребывания его в городе среди татар беспрерывно задавались большие обеды то у одного, то у другого мусульманина».
В один из таких приездов в Казань он останавливался у видного религиозного деятеля, руководителя медресе «Мухаммадия» Галимджана Галеева (Баруди). По некоторым сведениям, Галимджан хазрат получил от Мухаммад-Закира ишана разрешение на воспитание мюридов.
Помимо того известно, что Галимджан Баруди и зять Закира ишана Камалова Наджиб Амир хан были близкими друзьями. Мухаммад-Закир ишан Камалов умер в 1893 году и похоронен на кладбище г.Чистополь.
Об ишане, которому было посвящено множество мадхия (восхвалений) еще при жизни, появляется целый ряд од после смерти. Среди них особо выделяется брошюра «Элегия по поводу кончины дамеллы Мухамад-Закира хазрата аль-Чистави», напечатанная в 1895 году в типографии Казанского университета на средства куп ца Мухаммед-Шакира, сына Мухаммадзяна.
Здесь воспеваются святость и благодеяния покойного ишана, называются его достойные ученики, колоритные служители нации, которые представляются как продолжатели славного дела своего учителя.
Нияз Сабиров «Тасаввуф»

