Как татарский имам получил высшую награду Османской империи?
Во дворце султана Абдулхамида: воспоминания одного татарского мударриса о Стамбуле, Бурсе, сюррейском полку и хадже (1906–1907).
Начало: Во дворце султана Абдулхамида: воспоминания одного татарского мударриса
Продолжаем вас знакомить с судьбой мударриса Нургали бин Хасана аль-Буави, чьи мемуары под названием «Во дворце султана Абдулхамида: воспоминания одного татарского мударриса о Стамбуле, Бурсе, сюррейском полку и хадже (1906-1907)» были недавно изданы в Турции. Прошлую нашу статью мы посвятили биографии этой незаурядной личности. А сейчас более подробно остановимся на поездке Нургали хазрата в Османскую империю.
В 1906 году Нургали бин Хасан приехал в Стамбул, чтобы отдать своего сына Гыясетдина на учебу в Даруль-Муаллимин. Так в Османской империи назывались учительские школы. Пользуясь моментом, Нургали хазрат планировал в том числе побывать на термальных источниках в городе Бурсе.
В Стамбуле ему удалось посетить различные мечети, мавзолеи, музеи, медресе и суфийские обители, а также передать в местные библиотеки свои книги. Он смог встретиться с видными религиозными деятелями Османской империи: шейхульисламом Джемаледдином эфенди, Абуль-Худой эфенди, шейхом Ибрахимом Зарифом и другими.
В суфийских обителях Стамбула он принимал участие в различных зикрах и хатмах, а в мечетях города участвовал в проповедях и наставлениях. За это время он смог подать шейхульисламу Османской империи несколько своих фетв по некоторым религиозным вопросам: об отдельном проживании мужа от жены; об обрезании новообращенных мусульман; о сущности тариката; об определении начала месяца по луне и другие.
Из воспоминаний мударриса становится ясно, что такие религиозные традиции Османской империи как хатм (когда собравшиеся прочитывали весь Священный Коран, поделив его по частям между собой, а затем совершали совместное дуа) и махия (когда во время мусульманских праздников, особенно в месяц Рамадан, пространство между двумя минаретами мечети украшалось надписями и изображениями из горящих светильников или фонарей) для Нургали бин Хасана были в диковинку.
1 сентября 1906 года он стал свидетелем пышных празднеств в честь 30-й годовщины восшествия на престол султана Абдулхамида II.
В Бурсе Нургали хазрат посетил термальные источники, ознакомился с местными достопримечательностями, посетил дагестанского шейха Мухаммада Эльмалы и шейха Шарафеддина.
Но, пожалуй, одним из самых значимых событий во всей этой поездке были личные встречи с султаном Абдулхамидом II. Не нужно забывать, что султан одновременно являлся халифом – религиозным главой всех мусульман.
Около двух месяцев он прожил во дворце турецкого монарха и удостоился личного внимания и похвал со стороны султана. Часть этого времени пришлось на месяц Рамадан. Он так сблизился с султаном, что они вместе делали ифтары и совершали таравих-намазы. Следуя дворцовому этикету Нургали бин Хасан при встрече с султаном целовал ему руку, но однажды они с султаном даже по-дружески обнялись.
В знак особого уважения 1 ноября 1906 года (согласно официальному указу) султан лично наградил Нургали бин Хасана орденом Османие I-й степени. Им награждались гражданские служащие и военачальники за выдающиеся заслуги перед Османской империей. Орден I-й степени иногда украшался бриллиантами. Примечательно то, что ордена Османие I-й степени удостоились не более 50 подданных империи.
Нургали хазрат много раз участвовал в пятничных приветствиях султана и во всевозможных официальных аудиенциях. Благодаря мемуарам Нургали хазрата, мы также узнаем, как султан Абдулхамид II проводил свои вечера и ночи. Существует мнение, что султан был авлией и одним из значимых суфиев того времени. Нургали бин Хасан подтверждает эти утверждения, отмечая, что султан обладал такими особенностями как ильхам и кашф. Хазрат имел доступ к дворцовой библиотеке султана и смог ознакомиться со многими редкими трудами.
Самым большим подарком для Нургали бин Хасана стало решение султана отправить его вместе с сыном в хадж. Они направились в хадж вместе с сюррейским полком (сюрре алайы). Это была торжественная процессия под особой охраной, которая снаряжалась султанами из Стамбула в Мекку и Медину. Сюррейский полк должен был доставить до Хиджаза на лощадях, муллах и верблюдах ценности и денежную помощь, собранную мусульманами для святых мест. Достигнув с сюррейским полком Дамаска, Нургали бин Хасан вместе с сыном направились в Бейрут, а оттуда морем достигли Хиджаза.
На своем пути они посещали различные мечети, школы, медресе, мавзолеи и библиотеки. А также принимали участие в маджлисах местных сановников и ученых. Входе встреч с улемами Нургали бин Хасан смог дать свои фетвы по различным вопросам.
В последующем Нургали хазрат вернулся на родину в Буинск и продолжил возглавлять медресе «Нурия». В результате он издал две книги, в которых описал свое путешествие в Османскую империю:
«Ал-гауатыф ал-хамидия фиссаяхати нурия» (Благодарные чувства светлых путешествий) – была издана в Казани 1907 году (на арабском языке). Эту книгу Нургали бин Хасан написал в благодарность турецкому султану и описал в ней все свои путешествия.
«58 ел гасырда җәүәлән» – была издана в Оренбурге в 1910 году (на татарском языке).
Использованные источники:
New Trends in Ottoman Studies / ed. Marinos Sariannis. Rethymno, 2014. P. 20, 45.
Osmanlı belgelerinde Kazan. Ankara, 2005. S. 246.
Аннотация к книге «Sultan Abdülhamid’in Sarayında Bir Tatar Müderrisin İstanbul, Bursa ve Surre Alayı ile Hac Hatıraları (1906-1907)» müellif: Nurali bin Hasan, arabçadan tercüme: Ömer Hakan Özalp (www.ikrakitap.com)
Фәхреддин Р. Асар. Казан: Рухият, 2010. Т. 3–4. Б. 107, 666-667.
Маликов Р.И. Религиозно-просветительская деятельность богослова Нургали Хасанова
Автор: Дамир Гайнутдинов