Имам Матуриди: религия-пророкам, власть-правителям
Отсутствие в «Китабу-т тавхид» Матуриди раздела об имамате вызывает очень важные вопросы. Матуриди не захотел писать этот раздел из-за неких политических страхов или непониманий между ним и правящей на тот момент властью, или же ему просто не хватило на это времени? Если же он написал этот раздел, то почему он не сохранился? В то время, как Матуриди высказал свое мнение по очень многим вопросам, очень странно, что в его произведениях и в литературе матуридитского учения не встречается достаточной информации по вопросу имамата/халифата.
Тем не менее, сделать полный вывод о его взглядах на политические вопросы можно лишь после издания «Та’вилята» и наличия потерянных произведений, в которых он критикует шиитов и карматов. Потому что в «Та’виляте» при толковании аята «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» он склоняется к толковании выражения «обладающие влиянием среди вас», как если бы речь шла о полководцах и факихах. В то же время, он выдвигает серьезную критику в отношении идеи шиитов о том, что «обладающие влиянием среди вас» это безгрешные имамы, а также в отношении концепции имамата в целом. Это наталкивает также на мысль, что, возможно, он изложил важную информацию по теме в «Та’виляте» при толковании других аятов. Наряду с этим, как в отсылках к его утерянным произведениям, особенно к труду «Макалят», так и в преданиях от его лица, имеются важнейшие сведения о взглядах Матуриди по некоторым политическим вопросам. Например, в них содержатся взгляды Матуриди, касательно того, должен ли халифат управляться представителями племени Курайш, а также, верно ли называть в проповедях деспотичного правителя справедливым.
а) Разделение религии и политики: по поводу того, должен ли быть каждый правитель выходцем из племени Курайш, каждый мазхаб выдвигал свое собственное мнение. Однако, Матуриди отличает то, что он, пойдя по пути разделения религии и политики, доказал предпочтительность правления курайшитами не с религиозных позиций, а с политических и объяснил это следующим образом: С точки зрения религии, чтобы быть имамом человек должен, в первую очередь, являться наиболее набожным, самым проницательным в решении человеческих проблем и лучше других понимающим, что будет полезно для людей, поэтому надо обращать внимание на то, обладает ли человек этими качествами и каждый, кто обладает ими, может стать имамом. Ведь именно это предписывает Писание Аллаха: «…Воистину, самый почитаемый пред Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный…». Таким образом, люди, которым будет доверена власть, и будет доверено имущество, смогут справиться со своими обязанностями, благодаря наличию в них такого качества, как богобоязненность. Поэтому, с точки зрения религии, то, на что стоит обращать внимание в данном вопросе, это богобоязненность.
Из этого становится понятным, что идея о том, что правителем должен был выходец из племени Курайш, в независимости от того, была ли она высказана Пророком (мир ему и благословение Всевышнего!) или являлась пожеланием кого-либо из сподвижников, является скорее политическим и социальным предпочтением, нежели религиозным. Этот выбор обоснован двумя важными причинами. Первая в том, что должность имама, являясь религиозной, в то же время считается управленческим и политическим вопросом. Поэтому, человек, претендующий на такой пост, должен не только быть набожностью, но и принадлежать к любимому людьми и достойному роду. Помимо этого, Коран ведь был ниспослан на диалекте племени Курайш. Поэтому и правление было отдано в руки представителей племени Курайш, которые до этого справлялись с этими обязанностями и с уважением относились к своему долгу. С другой стороны, род и происхождение подталкивают человека к хорошим и правильным поступкам и сдерживают от неправильных и плохих поступков, это неоспоримая истина.
Такие люди лучше могут сохранить что-либо, вверенное им на сохранение. В вопросе религии и политике нужно принимать во внимание эти нюансы. Править способны короли, а в религии самые первые – пророки. В таком случае, религия/пророчество дается тому, кто справится с этим заданием, власть и правление же даются избранному, уважаемому, знатному среди людей племени/народу. К тому же, ученые при выборе супруга и женитьбе считали представителей племени Курайш предпочтительней людей из других племен и родов. Они считали, что другие не сравнятся с ними в этом вопросе. Именно по этим причинам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) так относился к ним. То же самое можно сказать и по поводу халифата. Разделение Матуриди религии и политики, при котором религии отдается пророкам, а власть – королям/правителям, крайне интересно в сравнении с теми дискуссиями, которые велись по этому вопросу до его рождения, а также взглядами, выдвигаемыми ранее. Исходя из этого, если считать, что религиозная/пророческая миссия возложена на Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) Аллахом, то правление государством это не божественная миссия и предпочтение в этом вопросе отдано племени Курайш исключительно из политических соображений.
Продолжение следует...
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой свой комментарий.