Легенда принятия ислама булгарами, о которой мало кто знает
В XI веке Волжская Булгария стала относительно известной в исламских странах, и мусульманские географы обладали богатыми знаниями о ней. Детали обращения в ислам волжских булгар авторы часто обходили стороной. Вероятно это было связано с тем, что они были знакомы с подробным рассказом Ибн Фадлана.
Однако благодаря некоторым арабским авторам мы сталкиваемся с интересными легендами и мифологизацией процесса обращения булгар в ислам. Например, в связи с принятием волжскими булгарами ислама Аль-Масуди (896-956) писал, что царь волжских булгар обратился в ислам «из-за увиденного им сна». Сам сон, как божественное проведение, важный элемент в мусульманской традиции, и через сон Всевышний или один из его посланников могут говорить с избранником.
Но в основном авторы, которые писали о землях булгар, большей частью не упоминали об их обращении, а лишь констатировали тот факт, что волжские булгары были мусульманами. В результате источники практически не дают новых данных об обращении. Однако существует одна интересная легенда которой в последующем татарские авторы, уделяли внимание при описании принятии ислама булгарами.
Читайте также: Откуда в Поволжье пришел ислам?
Во многих случаях татарские авторы напрямую цитировали рассказ мусульманского путешественника из Андалусии Абу-Хамида аль-Гарнати. Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим аль-Гарнати аль-Андалуси родился примерно в 1080 году в Гранаде, где изучал исламское право, и начал свое путешествие в 1130 году. Он много путешествовал по Ближнему Востоку и Восточной Европе.
Он посетил волжских булгар в 1149 году, в следующем году отправился в Киев, жил в Венгерском королевстве между 1150 и 1153 годами и отправился в Багдад в 1155 году, и это лишь несколько мест, которые он посетил. В 1162 году Аль-Гарнати переехал в Мосул, где написал книгу о своих путешествиях, и умер в Сирии в 1169(70) году.
Аль-Гарнати рассказывает, что причиной обращения волжских булгар была болезнь царской семьи. Местные врачи и лекарства, которыми они пользовались, оказались бесполезными для излечения болезни, «состояние их ухудшалось, и они стали бояться смерти».
Один купец из Бухары пообещал их вылечить, если царская чета после выздоровления примет ислам. После их выздоровления все царство обратилось в ислам, но это привело в ярость хазарского царя, который напал на булгар с огромной армией.
Благодаря Всевышнему булгары отразили нападение, и после своего поражения хазарский правитель тоже принял ислам.
О происхождении этой истории почти ничего неизвестно. Скорее всего Аль-Гарнати опирался на рассказы и легенды волжских булгар, связанные с принятием ислама их предками. Совершенно очевидно, что Аль-Гарнати пользовался книгой покойного булгарского кади Якуба бин Нугмана, чей труд «Тарих Булгар» не сохранился.
Из этой книги и, вероятно, из булгарских сказаний он узнал, что булгары были когда-то подданными хазар. Примечательно также, что описываемый мусульманский купец был родом из Бухары, города, имевшего давнюю репутацию центра среднеазиатской торговли и входившего в эмират Саманидов. Определенно не случайно, что купец в легенде происходил из Бухары, имевшей важное значение в торговых связях Волжской Булгарии того времени.
Однако этот факт вряд ли отражает реальное состояние отношений между булгарами и среднеазиатскими купцами в начале X в., когда булгары только приняли ислам. По-видимому, оно было навеяно тем обстоятельством, что Бухара стала существенным торговым центром в середине XII века, когда Аль-Гарнати посетил волжских булгар. Аль-Гарнати, несомненно, осознавал важность Бухары, которая действительно была одним из самых важных и известных городов Средней Азии.
Легенды, связанные с принятием ислама волжскими булгарами, представляют собой интересный аспект исторического знания и памяти. Сохранившиеся легенды помогают нам лучше понять важность этого события. В этих легендах часто тесно переплетаются религиозные мотивы и политические обстоятельства. Хотя происхождение этой легенды остается неизвестным, предполагается, что Аль-Гарнати использовал сказания, которые были распространены среди жителей Булгара XII века, с которыми он общался.
Статья подготовлена на основе исследования Джеральда Мако «Исламизация волжских булгар: пересмотренный вопрос»
Автор: Дамир Гайнутдинов