• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Купеческая фамилия Бурнаевых и их великолепная мечеть

Время чтения: 4 мин
7959

В 1872 году в городскую думу поступило прошение от потомственного почетного гражданина Казани, купца первой гильдии Мухаметсадыка Бурнаева. В своем письме  купец просил разрешить ему  приобрести в собственность участок земли на углу улиц Большая Мещанская и Екатерининская (ныне  улицы С.Садыковой и Ахтямова) для строительства на нем каменной соборной мечети. Власти пошли навстречу уважаемому мусульманину, продав ему за 137 рублей пустырь. Так началась история одной красивых мечетей города, названной по имени благотворителя «Бурнаевской».

Что нам известно о Бурнаевых и чем примечателен их род? Какой след оставили представители этой старинной татарской фамилии?

Известно, например, что один из предков Мухаметсадыка бая, крупный торговец и землевладелец Ибрагим Юсупович Бурнаев, еще в 1769 году построил в своем родном селе Нижнее Береске (ныне Атнинский район РТ) одну из первых в Казанском крае каменных мечетей. Кстати, добротное двухэтажное здание сохранилось до наших дней. Ибрагим бай в 1774 году подарил только что возведенной 1-й соборной мечети Казани древний рукописный Коран, который впоследствии бережно хранил и тщательно изучал выдающийся богослов и просветитель Ш.Марджани.

Вот как отзывался об Ибрагим бае сам Шигабутдин хазрат: «Весьма состоятельный и предприимчивый человек, большое внимание уделял благотворительности, на собственные средства построил множество мечетей и медресе, совершил много благих деяний в пользу страждущих и немощных».

Мухаметсадык бин Курбангали бин Муртаза бин Исмагил бин Юсуф бин Иснай бин Исанкол бин Бурнагол (20.1.1826 - 4.05.1898) родился в семье казанского 3-й гильдии купца.   Помогая отцу, Мухаметсадык приобрел  опыт и в 1857 году возглавил семейное дело по оптовой торговле сырьем, пушниной, а также продукцией своего мыловаренного завода в Казани. Именно эту номенклатуру товаров Бурнаев предоставлял на Нижегородскую, Мензелинскую и Ирбитскую ярмарки. Во второй половине XIX века он выдвинулся в число самых богатых предпринимателей Казани. Согласно сведениям современников, купец обладал “весьма значительным наличным капиталом, владел двумя домами с флигелями и лавками в Казани на Екатерининской улице, летней дачей, 500 десятинами земли в Мензелинском уезде Уфимской губернии”. Общая стоимость недвижимости М.К.Бурнаева достигала 150 тысяч рублей. Несмотря на большое состояние и высокое общественное положение, предприниматель был известен своим довольно мягким характером, отзывчивостью, простотой и скромностью. Огромное внимание он уделял общественной деятельности, живо и энергично откликаясь на нужды горожан вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. Купец охотно работал в органах местного самоуправления, различных сословных организациях.

Пользуясь огромным доверием избирателей, татарский предприниматель оказывался на очень важных и ответственных выборных должностях. С середины XIX века Мухаметсадык Бурнаев, приобретя богатство и влияние, становится единственным лидером и щедрым покровителем третьего мусульманского прихода (после приходов «Марджани» и «Апанай»). По традиции состоятельного татарского предпринимательства, попечитель старался привлечь в свою фамильную мечеть самых ярких духовных деятелей и богословов. Так, благодаря его стараниям в махалле некоторое время проповедывал знаменитый ученый и педагог Салахутдин Исхаков, впоследствии руководитель Апанаевского медресе, наставник выдающегося имама и просветителя Галимзяна Баруди. Пожар 1869 года, уничтожил большинство зданий в этой части города, в том числе и деревянную мечеть. Мухаметсадык Бурнаев практически сразу же восстановил небольшой молельный дом. Однако, решив все же подарить своему приходу большое и красивое здание мечети, он озаботился покупкой дополнительного участка земли, поиском хорошего архитектора и профессиональных строителей. Все работы заняли два года, и в 1872 году в содружестве с известным казанским архитектором Петром Романовым купец завершил возведение одноэтажного кирпичного здания.

Правда, знаменитый минарет Бурнаевской мечети, хорошо знакомый каждому казанцу, появился значительно позже, в 1895 году, незадолго до кончины Мухаметсадыка бая. К этому времени его мусульманская община благодаря деятельности нового муллы, выходца из семьи буинского купца Шакира Абдулзаббаровича Кулеева (он исполнял обязанности имам-хатиба вплоть до революции 1917 года) стала одной из самых авторитетных и уважаемых в городе. К концу XIX века коммерческая и общественная активность семьи Бурнаевых постепенно пошла на убыль. Бурнаевская мечеть достаточно благополучно пережила революцию и первые годы советской власти. В тридцатые годы прошлого века даже были планы сделать Бурнаевскую мечеть главным и единственным мусульманским храмом города, упразднив историческую “Марджани”. Эта идея долго обсуждалась, но по каким-то причинам так и не была воплощена в жизнь.

В последние годы Бурнаевская мечеть обрела «новое дыхание» и с ее минарета звучат мелодичные звуки азана.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle