Культовые сооружения Волжской Булгарии
В далеком 921 году из Багдада по поручению Аббасидского халифа Аль-Муктадира Биллах в центр Азии, в Булгарские земли отправилось религиозно-политическое посольство, чтобы познакомить местных жителей с религией Пророка (мир ему и благословение). Представительство состояло из различных деятелей в сферах правоведения, политики и истории, а возглавлялось Ахмедом ибн Фадланом, который по праву считается первым арабским послом в России. С тех пор религиозные, культурные и исторические связи между народами двух государств только крепли.
С приходом Ислама на земли древних булгар, возникли новые задачи, началось постепенное приобщение местного населения к ирано-арабской мусульманской культуре, которая на тот момент признавалась самой передовой культурой всего Востока. Именно под влиянием быстро распространяющейся культуры у волжских булгар формируется не только собственная литература, поэзия, просвещение, но и различные науки, распространяется письменность, основанная на арабской графике, пришедшей на смену древнетюркскому руническому письму. Параллельно началось и расширение системы начальных учебных заведений (речь идет о мектебах, медресе), увеличение количество человек, получивших образование в именитых городах мусульманского Востока — Багдаде, Исфахане, Дамаске, Бухаре. Среди этих просвещенных мужей были и известные по всему миру ученые, среди которых философ Хамид ибн Идрис аль Булгари, поэт Кул-Гали, Мирхаджи Оглы.
Однако элита Волжской Булгарии не ограничилась одними учеными, историками, богословами и философами. Особенную прослойку населения того периода составляли зодчие, строители, художники, искусные ремесленники, каллиграфы, чьи творения не только являлись яркими примерами цвета булгарского искусства, но и демонстрировали самобытность художественной культуры средневековой Булгарии вплоть до пришествия Чингисхана. Характерно, что развитие духовной культуры и искусства во всех его вариантах проявления шло параллельно с распространением Ислама на территории государства Волжской Булгарии.
Сегодня мы расскажем Вам, нашим дорогим читателям, об особенностях культовой архитектуры государства волжских булгар с момента принятия Ислама до нашествия монгол (речь идет о домонгольском историческом периоде).
Эта историческая веха в истории Волжской Булгарии – то время, когда складываются основные типы не только оборонных строений и жилых построек, но и культовых религиозных сооружений, то есть мечетей. Нельзя упускать из внимания тот факт, что мечетям, помимо непосредственно религиозного значения, придавалось и большое политическое: ведь именно в этих стенах демонстрировалось торжество власти централизованного государства, воплощалась сама идея мусульманства. Параллельно со столь высокими целями религиозные постройки являли собой наглядное и неоспоримое свидетельство высокой инженерной и художественной одаренности булгарских мастеров и зодчих, достижений цивилизации народа, выражением его высокой культуры. Согласно историческим письменным источникам, во всех крупных городах средневекового государства булгар – Булгаре, Биляре, Суваре, Ошеле — наряду с квартальными действовали и соборные мечети.
До сегодняшних дней дошли лишь остатки подземных частей соборной мечети Биляра (а именно фундамент, некоторые фрагменты оснований стен), которая в свое время была величественной, притягивающей путников. Рядом с мечетью также были найдены остатки древнего мавзолея. Время строительства мечети относят к началу X века. Культовое сооружение в Биляре представляло собой местный вариант классического типа многоколонной арабской мечети.
Стоит отметить, что поначалу после появления Ислама для архитектуры Волжской Булгарии была свойственна многоколонная мечеть, рассчитанная на довольно большое количество молящихся. Лишь с X века начинают появляться характерные архитектурные типы мечетей, которые можно различить по их форме в странах Ближнего и Среднего Востока. Культовые мусульманские сооружения имели присущие раннесредневековым монументальным зданиям черты суровой крепостной архитектуры. Это была своеобразная перестраховка на случай нападения на город (мечеть, как и любое другое строение, за долю секунды превращалась в защитную крепость). С этим и был связан обороноспособный характер стен и само устройство минаретов как боевых башен. Тот факт, что при археологических раскопках на месте мечети были найдены облицовочные изразцы синего и зеленого цветов, говорит о том, что интерьер мечети был декорирован.
На первых порах мусульманский храм в Биляре представлял собой обширную и довольно высокую конструкцией, которую строители возвели из сосновых бревен, с громадной прямоугольной по форме многоколонной залой. Ровно посередине залы билярской мечети был помещен искусственный бассейн, традиционный для религиозных сооружений Востока. В одной из коротких стен залы была сделана ниша, обозначающая направление на Каабу. В противоположной стене залы располагался парадный вход в мечеть. Безусловно, имелись иные входы в мечеть, а сама их система возводилась в соответствии с использованием каждого направления молельной залы. С левой стороны от главного входа можно было увидеть деревянный минарет.
Особенную, ни с чем несравнимую роль в создании и дальнейшем развитии булгарской архитектурно-строительной школы, в том числе и в постройке культовых сооружений, сыграли мастера из стран Ближнего Востока и Закавказья. Однако стоит отметить, что все архитектурные каноны напрямую повиновались системе булгарской школы зодчества, исходя из местных климатических, природных и архитектурно-строительных особенностей.
Ильмира Гафиятуллина, Казань