• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Красный «Халифат»

Время чтения: 7 мин
6485

До окончания Первой мировой войны титул халифа – духовного главы мусульман, оставался у султанов Османской империи. После поражения империи в войне и оккупации части  территории англичанами, которые выразили намерение разделить  ее на насколько частей, в среде мусульман Индии начались выступления в защиту халифата.

В 1919 году МоуланаМохаммад Али, его брат МоуланаШаукат Али, а также Мухтар Ахмед Ансари, Джан Мухаммад Джунеджо, ХасратМохани, Абул Калам Азад, ХакимАджмал Хан создали Всеиндийский комитет в поддержку халифата.

Халифатское движение  носило явно антибританский характер и некоторые из его руководителей решили обратиться за помощью к молодой Советской Республике. Им очень импонировал тот факт, что большевики предоставили российским мусульманам религиозную свободу и провозгласили право народов на самоопределение. В марте  1919 года в Москву прибыл представитель «Временного правительства Индии» -  располагавшейся в Кабуле организации индийских эмигрантов, провозгласивших своей целью свержение английского господства  мавлавиБаракатулла. Он предложил «оказать большевистскому правительству ценные услуги в борьбе с общим врагом большевизма и ислама – Англией». На встрече с Лениным  он заявил, «что двери Индии широко открыты для русского правительства, если только оно сумеет немедленно использовать благоприятное стечение обстоятельств».

Эту мысль поддержал нарком по военным и морским делам Л. Троцкий, предложивший открыть «фронт» мировой революции в Азии. В своем письме в ЦК РКП(б) от 5 августа 1919 года большевистский лидер утверждал: «Дорога на Индию может оказаться для нас в данный момент более проходимой и более короткой, чем дорога в Советскую Венгрию».

С этого времени в Афганистане, куда весной прибыла советская дипломатическая миссия при активном участии «Временного правительства Индии» началась подготовка  индийских революционеров  для антианглийской деятельности в Британской Индии.

С 1920 года к подготовке антианглийской революции в Индии активно подключился Коминтерн.

В рамках своеобразного «разделения труда» российские большевики занимались борьбой с контрреволюционерами непосредственно в России, а подготовкой мировой революции с использованием ресурсов молодой Советской республики занимался, соответственно, Коммунистический Интернационал. В феврале 1920 года в Кабуле была создана «Индийская революционная ассоциация», главой которой стал один из активистов халифатистского движения АбдурРабб.

Англичане также пытались перехватить инициативу в вопросе о сохранении халифата. Они начали переговоры с представителями мусульманских религиозных кругов и племенной знати, предложив в качестве кандидатуры  эмира Фейсала (сына тогдашнего короля Хиджаза и Иордании Хуссейна, который сам хотел стать халифом).

В связи с этим в сентябре  1921   года заведующий восточным отделом Коминтерна Брике-Бестужев писал, что «лозунг халифата может стать вдвойне, втройне реакционной силой, если идейное и организационное руководство им получит Англия…Халифат, не находящийся в руках Англии, уже по одному этому направлен против Англии…Халифат,находящийся под косвенным влиянием Коминтерна, является в современной обстановке силой выдающегося революционного значения, имея ввиду  объединение и поднятие многомиллионных  отсталых мусульманских масс против Антанты».

Большевики прекрасно понимали, что действия Коминтерна в  Индии ослабляют позиции Англии в Центральной Азии и заставят ее  рано или поздно пойти на уступки Советской России.

Для активизации работы на индийском направлении летом 1920 года было образовано Туркестанское бюро Коминтерна во главе с Я. Сокольниковым. По инициативе одного из руководителей Туркбюро–индийского коммуниста Манабендры Роя  была создана «Военная школа для подготовки командирского состава из индийских революционеров».

Со своей стороны некоторые лидеры индийских мусульман, поняв, что получить финансирование через Коминтерн можно, произнося «волшебные слова» вроде  «мы планируем создать советскую республику» очень быстро научились их выговаривать без запинки.

С осени 1920 года в Старую Бухару и Ташкент стали прибывать десятки индийцев, желающих защитить Османский Халифат от посягательств Англии. Эти люди стремились уехать в Анатолию, где проходили боевые действия против английских оккупантов, но, не имея возможности попасть на территорию Турции, застревали в Туркестане. На советской территории их  активно обрабатывали  в антибританском и коммунистическом духе работники Туркбюро.

Многие из индийцев были вовлечены в кровавый водоворот Гражданской войны и боролись против басмачей, которых поддерживала Англия.Безопасность советского правительства Бухары, например,  обеспечивал отряд пулеметчиков-индийцев.
Коминтерн планировал создать свои конспиративные явки на территории племен, примыкавшей к Северо-Западной пограничной провинции Индии. Ее постоянно сотрясали восстания пуштунских племен, которые коминтерновцы хотели использовать в своих целях. Коминтерну удалось наладить контакты с широкоизвестным среди индийских мусульман «Комитетом сподвижников священной войны», созданного сторонниками идеологии  ваххабизма. Еще в 1919 году представитель ваххабитов Мохаммед Ясин установил контакты с советскими дипломатами в Афганистане, которые по совместительству являлись сотрудниками Коминтерна.  Коминтерн оказал ему материальную помощь, а в обмен  на нее ваххабиты согласились оказать  содействие в проведении антибританской пропаганды среди пуштунских племен.

Для этого  с 1921 года «Комитет сподвижников священной войны» стал получать ежемесячную субсидию в 1 тысячу рупий.  Ваххабитам этого показалось мало и они фактически саботировали деятельность Коминтерна в зоне племен и не дали его представителям создать на своей базе –в селении Чамарканд  комитет III Интернационала.

В феврале 1922 года временный председатель «Комитета сподвижников священной войны» ФазлИлахи вновь направил  в Кабул Мохаммеда Ясина, который передал  советскому  послу в Афганистане  Раскольникову письмо лидера ваххабитов, в котором было предложение о возобновлении сотрудничества. Кроме этого ФазлИлахи передал ему копию соглашения, которое «Комитет» заключил в 1915 году  с германским представителем в Кабуле. Эта копия должна была стать образцом для соглашения с Коминтерном.

Вслед за этим в Кабул приехал  один из лидеров «Комитета» МауланаБашир.Раскольников выплатил ему 5 тысяч рублей золотом и договорился с ним о дальнейшей связи. Постепенно с помощью ваххабитов Коминтерн стал налаживать антибританскую работу в зоне пуштунских племен.

Кроме этого резидент Коминтерна в Кабуле Мухаммад Али завербовал бывшего министра иностранных дел «Временного правительства Индии» Обейдуллу, который  поддерживал тесные связи с племенами «независимой» полосы и ваххабитами.Эти связи в Индии были переданы им в распоряжение Коминтерна. Через Мухаммада  Али  РаcкольниковымОбейдулле было передано 2 тысяч фунтов стерлингов «для финансирования  движения среди независимых племен». Коминтерну также удалось внедрить в окружение главы Кабульского представительства Индийского национального конгресса и Халифатского комитета за границейНур Мухаммада своих людей.

Всего же на  поддержку антибританской борьбы  посольство РСФСР, по данным английской разведки, потратило около 320 тысяч рублей золотом. Однако весной 1922 года  Раскольников  был вынужден констатировать провал плана по созданию антибританской подпольной сети в Индии.  В своем докладе в Народный комиссариат по иностранным делам он писал: «…Отсутствие объединяющей все племена организации, желание каждого представителя племен быть главарем и вытекающие из этого личные склоки на почве соревнования являются весьма серьезным преткновением для нашей работы… Эта неспособность восточных людей к организационному объединению и их мания величия уже неоднократно тормозила нашу революционную деятельность на Востоке...».

Активная деятельность Коминтерна, направленная против Англии также раздражала правительство Афганистана, который стал фактически транзитной зоной для коммунистических агентов, стремившихся проникнуть в Индиюс оружием и деньгами.  Правитель страны Аманулла-хан нуждался в мире с Англией и  поэтому в 1922 году афганские власти предприняли ряд мер по пресечению антианглийской деятельности в стране. Самые важные агенты Коминтерна и лица, связанные с ними были в этом же году выдворены из страны. Работа Коминтерна на индийском направлении была фактически парализована и вся деятельность  здесь сосредоточилась в руках советской военной разведки, которая была не склонна к авантюрам и куда более практично относилась к идее мировой революции.

К тому же халифатская проблема потеряла свою остроту после того как турецкие республиканцы во главе с КемалемАтатюркомлишили турецкого султана титула халифав   1922 году и выслали из страны.

Идея красного «халифата» так и не воплотилась в жизнь.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle