Королевство Гранада: от халифата к христианской империи
2 января 1492 года жизнь мусульманской Испании перевернулась, началась новая глава её истории. Именно в этот день Абдалла Мухаммад бен Али, или Мухаммад XII, более известный как Боабдил, последний мавританский султан Гранады и глава династии Насридов, сдал свой город и передал ключи от Альгамбры католическим монархам Фердинанду II Арагонскому и Изабелле I Кастильской. Христианские правители прибыли в Гранаду в сопровождении кардинала Испании Франсиско Сиснероса и целой свитой придворных и знати, среди которых был и немало известный Христофор Колумб. Но речь сегодня пойдёт не о нём.
Если мы обратим более пристальное внимание на внешний вид королевской семьи, то легко обнаружим, что всё её члены, а также рыцари носили мавританские платья, парчовые и шёлковые туники, пояс на талии или марлоту. Отдалённо это было похоже на жест уважения богатой культуре, предложение мира и согласия. Но так казалось лишь на первый взгляд. На самом же деле новые властители Андалусии просто присвоили себе то, что принадлежало богатейшей мавританской культуре. Это была наглядная демонстрация враждебности всей Реконкисты («освобождение» Испании от арабов-мусульман), что нашло проявление в скрытом желании узурпировать и уничтожить даже малейшее свидетельство мусульманской культуры и религии. Эта цель была достигнута в 1609 году, когда все обращённые мусульмане были жестоко изгнаны из Испании.
Боабдил выехал навстречу монархам, навеки покидая Альгамбру, в последний раз степенно спускаясь по крутым склонам, откуда открывался великолепный вид на город, который ему больше не будет суждено увидеть. Официально сдав Гранаду католическому монарху, Боабдил вручил ключи от своего города Фердинанду и сказал по-арабски: «Бог очень любит тебя. Сэр, вот ключи от этого рая. Я и те, кто внутри, - ваши».
Борьба и дипломатия
Этот исторический момент капитуляции мусульманского правителя нашёл отражение в творчестве не только средневековых поэтов и писателей, но и среди наших современников. Это событие стало решающим в многовековом столкновении двух великих религий и культур. 2 января 1492 года навеки вошло в историю как переход Королевства Гранада от халифата к христианской империи.
Но давайте перенесёмся на десять лет назад, в 1482 год. Тогда королевство Гранада было эпицентром одной из самых значительных войн в европейской истории. Территория правления династии Насридов была последним испанским оплотом великой мусульманской империи, которая первоначально простиралась до Пиренеев и далее, включая северные испанские города, такие как Барселона и Памплона. Падение Гранады стало кульминацией многовекового противостояния между двумя главными противоборствующими цивилизациями, которая не только определила культурную судьбу значительной части Европы, но и заложила основу для открытия Америки.
В то последнее десятилетие мусульманского правления в Испании в 1482-1492 годах султан Боабдил – неопытный двадцатилетний юноша, едва покинувший пределы дворца Альгамбра и не имевший никакого опыта жизни за пределами семьи – взошёл на трон 23-м из династии Насридов Гранады. В последующие десять лет он мужественно отражал атаки неукротимой христианской армии, с достоинством перенеся неизбежное падение Исламского королевства и последовавшее за этим изгнание из Испании. Боабдил сломал популярный в то время стереотип воинствующего жестокого правителя, предпочитая переговоры насилию, мир с христианами войне. Он стремился найти способ для мусульман своего королевства поддерживать свою религию и обычаи наряду с их христианскими соседями.
Последний мусульманский султан в Испании стал мощным символом сопротивления репрессиям и силам восстания, таким моральным героем, чья жизнь не потеряла своего величия и значения и в наши дни, потому что он стремился спасти своё королевство и образ жизни путём переговоров и тончайшей дипломатии.
Гранада – последний бастион ислама на Пиренейском полуострове
Как правило, в исторических исследованиях, учебниках и документах принято вести отчёт существования современной Испании именно с 1492 года, бездумно или целенаправленно вычёркивая важный период расцвета империи под мусульманским владычеством. Было навеки утеряно кое-что важное – это продуктивное межкультурное творчество и обновление, рождённые в результате мусульманского господства.
Порой нелёгкое сосуществование христиан, мусульман и евреев, составлявшее столь значительную часть средневековой испанской жизни, сменилось серьёзными столкновениями и конфликтами, приведшими к изгнанию морисков (речь идёт о насильно крещённых маврах) в 1609 году. Вместо общества, где представители трёх различных религий жили бы в полной гармонии и взаимопомощи, Испания после 1492 года стала монорелигиозным государством, с одним языком, где любое отличие жестоко подавлялось и искоренялось. А ведь одним из условий сдачи Гранады католическому монарху было обещание уважения к вере и обычаям мусульманского населения (спойлер: уже в 1501 году перед всеми мусульманами Кастилии было поставлено жёсткое условие – принять крещение или быть изгнанными).
История Боабдила и падения Гранады представляет собой последнее противостояние религиозной нетерпимости, фанатичной власти и культурному невежеству, в котором вопросы непонимания и множества предрассудков между мусульманами и христианами были столь же актуальны тогда, как и сейчас.
Продолжение следует…
Тайна исламского наследия Мадрида
Ильмира Гафиятуллина