Когда пророк Мухаммад (ﷺ) отправил своих сподвижников на берега Волги?
В официальной исторической науке считается, что ислам на территорию современной России проник двумя путями. Первый – на Северный Кавказ, через завоевательные походы арабских войск в VIII в. Второй – через посольство представителя Багдадского халифата Ахмеда Ибн-Фадлана принявшего в лоно ислама волжских булгар (одних из предков нынешних волго-уральских татар) в 922 г.
Однако в этом представлении не все так однозначно. Существует легенда о так называемых 3 сахабах пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) которые принесли священное писание–Коран на берега Волги задолго до появления арабских войск на Севреном Кавказе.
Напомним, сахаба — это сподвижники пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которые приняли ислам и уверовав в его пророческую миссию помогали посланнику Всевышнего распространять ислам среди других людей.
Первоначально сахабами называли лишь тех, кто непосредственно участвовал в военных походах пророка Мухаммада (мир ему и благословение), но затем этот круг существенно расширился.
Вышеозвученная легенда гласит, что пророк Мухаммед (мир ему и благословение) отправил троих своих сподвижников в Булгарию, вручив им три предмета - чалму, посох и чернильницу. Они прибыли в Болгар представившись лекарями и лечили всех обращавшихся к ним за помощью больных. Также согласно этой легенде опираясь на посох пророка Мухаммада, эти сахабы впервые на этой булгарской земле выступили с проповедью-вагазом. Всего среди булгар они пробыли 12 лет, затем двое сахабов вернулись обратно в Медину, третий остался, жил и был похоронен в почитаемом татарами-мусульманами г. Болгаре.
Косвенное подтверждение этой легенды содержится у арабского путешественника XII столетия Абу-Абдаллах Гарнати, который в частности уточнил, что пророк Мухаммед послал в Булгарию трех своих сподвижников в 9 году хиджры (согласно современному летоисчислению это 631 год). Также этот аль-Гарнати упомянул что сахабы исцелили тяжелобольную дочь булгарского хана Туй-бике, после чего оставались в Булгаре еще три года, построив мечети и распространяли ислам.
Эта легенда имеет очень сильные и глубокие корни, дожив до наших дней несмотря на долгие годы гонений на ислам. О посещении Болгара сахабами пророка писали как дореволюционные татарские просветители, так и русские историки Сергей Шпилевский (1833-1907) и Михаил Худяков (1894-1936).
Несмотря на некоторую фантастичность этой легенды, по всей вероятности в реальности имели место события связанные с проникновением исламских проповедников. Главным возражением против данной легенды является то, что во времена пророка Мухаммада (мир ему) булгары еще не перебрались на территорию Среднего Поволжья, а ее родоначальник их государственности – Великая Булгария, в котором в это время правил ее легендарный правитель Кубрат-хан, располагалась в это время в Приазовье, Причерноморье и в предгорьях Северного Кавказа, т.е на территории современного юга России и Украины.
Но даже это некоторое несоответствие можно с легкостью разрешить, если учесть что Кубрат-хан умер в 632 (то есть через 11 лет после исхода сахабов из общины пророка), а именно с его смертью и был связан распад Великой Булгарии в результате чего 5 его сыновей разошлись по разным частям Европы.
Один из них - Котраг и считается основателем Волжской Булгарии – государства булгар на Среднем Поволжье и Приуралье. Таким образом согласно имеющейся хронологии, двое из трех сахабов должны были отправиться в обратный путь к себе на родину через 12 лет после их ухода, то есть в 633 г. – через год после смерти Кубрат-хана, когда как раз его потомки и начали свое перемещение на территорию современного Поволжья. Поэтому третий сахаб пророка, который согласно легенде остался здесь на территории современной России, мог вполне отправиться вместе с булгарами на Среднее Поволжье и после своей смерти быть похороненным уже в самом г. Булгаре.
Не стоит забывать, что когда с официальным визитом Волжскую Булгарию посетило посольство Багдадского халифата во главе с Ибн-Фадланом, то по свидетельству последнего они совершили пятничный намаз уже в действовавшем на от момент здании мечети г. Булгара. Таким образом, этот факт является еще одним доказательство того, что ислам проник на берега Волги еще до прибытия официального представителя исламского мира Ибн-Фадлана, с именем которого и принято связывать дату принятия средневековыми булгарами ислама.
На территории современного музея-заповедника «Великие Болгары», где и находятся остатки некогда большого и богатого средневекового города Булгар, имеется место предполагаемого захоронения одного из сахабов пророка. Также с именем сахабов в этом месте связан почитаемый мусульманами источник – «Сахабәләр кое» (в пер. с тат. «колодец сахабов»), вода в котором считается целебной и обладающей рядом удивительных свойств.
Также на территории древнего города Булгар несколько лет назад была установлена памятная стелла, служащая нам напоминанием о тех легендарных событий нашего далекого прошлого.
Ильнар Гарифуллин