Карагёз – кукольный театр по-турецки
До сегодняшнего дня историки не могут точно определить место и время происхождения этого театра. Одни предполагают, что он пришел в Центральную Азию из Китая и с острова Ява. Другие, что его родина Индия и его принесли с собой на Запад цыгане.
Исследователи Османской империи указывают на ее тогдашнюю столицу Бурсу времен правления султана Баязида I ( 1389-1402) и считают, что Хадживат и Карагёз (основные персонажи турецкого театра теней) были реальными людьми, проживавшими в этом городе в то время.
По преданию они были строителями и постоянно перешучивались друг с другом и тем самым сильно смешили своих коллег вплоть до того что из-за этого происходили частые задержки в работе. Это рассердило султана, и он приказал казнить их. Однако население Бурсы сохранило память о них, передавая рассказы об их проделках из уст в уста. Позднее возник народный театр, где самодеятельные актеры давали представления, основанные на народных шутках и занимательных историях.
Есть еще версия, что никто иной как сам султан Селим I увидел представление театра теней в Каире в 1517 году и предположительно пригласил его актеров в Стамбул для того чтобы они веселили его сына Сулеймана.
Внешне Карагёза можно было отличить по большим глазам с черными зрачками («карагёз» по-турецки означает «черноглазый»). На голове у него шапка, которая постоянно сваливается, вызывая приступы смеха у зрителей. У него длинный нос и свернувшаяся в кольцо борода. Его простонародная речь часто содержит критику власти и подчас полна двусмысленностей. У Хадживата вздернутая борода, он отличается образованностью, может цитировать поэтов и претендует на роль выходца из высших слоев общества.
Контраст в поведении этих двух персонажей вызывает у публики неподдельное веселье.
Всего в турецком театре теней тридцать-сорок персонажей разной важности – мужчин и женщин. Они представляют разные типажи: от низших слоев общества до европейских джентльменов. Среди них представлены приезжие: плотник из Анатолии, житель черноморского побережья Кавказа, приехавший в Стамбул по морю, выходцы с Балкан, армяне и евреи. В нем также присутствуют разные сооружения: комнаты, общественные бани, сады и фонтаны и даже корабли.
Некоторые сюжеты этого театра передаются из поколения в поколение. О некоторых из них упоминает в своих трудах, относящихся к 17 веку Эвлия Челеби. В то же время каждое поколение актеров придумывало свои сюжеты или меняло старые, добавляя новые персонажи. Зачастую актеры начинали импровизацию, меняя по ходу пьесы сюжет.
Представление состояло из трех частей: пролога или вступления, диалога, основной части с кратким заключением. Это совсем не похоже на западные театральные пьесы, ведь все три части независимы друг от друга и по ходу представления в них могут появляться совершенно независимые друг от друга персонажи. Кукловод мог решать по ходу представления кто и как появится в следующий момент, ведь главным было вызвать смех у публики.
Фигуры для театра теней делались плоскими. Их изготавливали из предварительно обработанных и высушенных шкур быков или верблюдов, вырезая с помощью специальной формы, сшивали, проделывали отверстия для ниток, которыми кукла приводилась в движение, намазывали маслом и раскрашивали в разные цвета.
Импровизированный экран, который одновременно служил сценой, делался из хлопка и крепился к раме обычно размером два на два с половиной метра, позади которого зажигалась масляная лампа. Она разворачивалась таким образом, чтобы рука кукловода оставалась в тени и не была заметна на экране.
У кукловодов обычно был помощник, который делал всю необходимую подготовку к представлению. По сути его роль была главной. Он играл на тамбурине, пел песни, давал характеристику каждому персонажу и подавал необходимых по сюжету кукол кукловодам. В зависимости от сюжета в представлении могло участвовать до четырех кукловодов. Каждый из них мог говорить разными голосами и имитировать разные нюансы произношения, характерные для уроженцев тех или иных провинций.
Кукловоды, в свою очередь, должны были помнить наизусть все сюжеты представляемых ими пьес, а их могло быть до 29, на каждую ночь месяца Рамадан.
Иностранцы, наблюдавшие представления театра теней выражали свое удивление тем, что кукловоды очень часто давали себе волю в критике властей. Для представителей тогдашнего Запада свобода слова на таких представлениях была просто немыслимой.
Ильдар Мухамеджанов