Какой вклад внес Марджани в историю Ислама?
В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Автор одного из очерков Хасан-Гата Мухамметович Габяши (1863-1936) - выдающийся религиозный и общественный деятель, богослов, ученый-тюрколог. В свое время он трижды избирался членом Оренбургского магометанского духовного собрания и исполнял обязанности кадия. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Муфассал тарих каум тюрки» («Подробная история тюркских народов»). Вот как Х-Г.Габяши оценивает труды Марджани.
Посредством изучения истории своей религии и веры, да и всеобщей истории люди ставят перед собой цель через этот опыт получить благоденствие в этой и предстоящей жизни. Иными словами ученые-историки ведут поиск пути, который мог бы вывести этого ученого и его соплеменников к вечному счастью и процветанию. А вот как трактовали древние исламские улемы изучение исторических наук в популярных тогда книгах «Мифтахусса’адати» и «Кашфузу-нун»: «История, как наука изучает страны, обычаи и традиции, ремесла, родоплеменные отношения разных народов и наций, да и все что связано с этими темами. Для нее все имеет большое значение и что касается выдающихся личностей, как то пророки, крупные ученые, философы, правители или писатели, а также все, что связано с событиями прошлого. Ее целью является восстановить цепь событий и извлечь уроки из прошлого, учиться на примерах из истории, на судьбах этих личностей и пытаться распространить этот опыт в качестве назидания, проецировать опыт прошлого на недостатки имеющие место быть в настоящем и вести поиск путей выхода из создавшегося положения».
Вот именно поэтому весь просвещенный мир возводил «историю Ислама и прочих религий» в разряд величайших ценностей, соизмеримых с воздухом и водой для всякого живого организма. Не случайно, какое бы племя не бралось создавать свою письменность и писать книги, оно непременно обращалось к написанию книг по истории. Исламский мир также не избежал этих шагов. В духовном наследии мусульман имеются около полутора тысяч сочинений на историческую тематику, которые были созданы выдающимися учеными-богословами глубокой древности. Причем, улемы – создатели хадисов почитали историческую науку, как «основу основ». В популярной книге «Мишкят» в «Мукаддамату мусталяхатиль-хадис» («Предисловие по изучению хадисов») отмечено: «Наука история – это суть и основа к науке о хадисах». Кстати, автор упомянутой выше книги «Кашфузу-нун» также насчитывает полторы тысячи книг по истории. Однако с горьким сожалением мы должны искренне признать, что со временем и по чьей-то злой воле исламский мир будто бы отвернулся от этого наследия.
Знания, которые представляли огромную ценность и для нашей веры, и для нашего народа, а также и науки, которыми столь увлеченно занимались старинные улемы и богословы, постепенно были признаны никчемными, ненужными, и среди этих наук была и история. И вместо них на первый план вышли предметы, которые не представляли никакой ценности, как для нашей религии, так и для нашего народа, которые гневно отвергались улемами прошлого. Помимо этого данные “науки” развращали мусульман, возбуждали в них ненависть и рознь друг к другу, отупляли их и превращали в слепых последователей и самое главное отвращали их внимание от истинных знаний и просвещения.
Именно в связи с этими обстоятельствами ученые современности и вообще мусульмане перестали обращать внимание на исторические науки и заниматься историей. Правоверные перестали черпать знания и опыт из исторического прошлого и стали уподобляться странникам, которые вынуждены продвигаться вперед по пути в кромешной темноте, накотором не было ни маяков, ни фонарей. Каждый шаг им давался с великим трудом и был сопряжен с опасностью для жизни. Многие из них погибли и покалечились в тех преградах и бездонных пропастях, которые ожидали их на этом пути. Эти опасности и эти губительные препятствия имели место быть вплоть до самых последних лет, до того как на научном поприще взошла звезда огромной величины по имени “Шигабутдин Марджани”.
Islam-Today