Как в средневековой Европе относились к чистоте и гигиене мусульман?
Фото: Thomas Mucha/ shutterstock.com
После упадка Римской империи средневековая Европа погрузилась в мрак как в научном, духовном плане, так и физическом. Помои выливались прямо на улицу, а королева Испании Изабелла Кастильская признавалась, что мылась всего два раза в жизни – при крещении и перед венчанием.
Столько же раз принимал ванну и Людовик XIV. Исторически подтверждено, что тогда мытье тела считалось вредным для здоровья, так как через воду можно было заразиться тифом или другой болезнью.
Обеспеченные люди носили и стирали только нательное белье, считая, что блохи не могут уцепиться за шелк, а дамы с огромными прическами на головах неделями их не распускали и не мыли волосы, запасаясь палочками для почесывания головы.
Фото: Aluna1/ shutterstock.com
На фоне такого отношения Европы к чистоте в мусульманском мире процветало прямо противоположное к нему отношение.
Известно, что мусульмане пять раз в день совершают молитву, и перед каждой из них необходимо находиться в состоянии ритуальной чистоты.
Кроме того, при совершении намаза должны быть чистыми не только одежда, но и место, в которой она совершается. Таким образом, ислам не только способствовал, но и требовал очищения и соблюдения гигиены.
Всевышний Аллах повелел в Священном Коране:
«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Аль-Бакара, 222).
А Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Чистота – половина веры».
Фундаментальная практика в исламе – омовение перед намазом
Фото: Jasminko Ibrakovic/ shutterstock.com
У римлян была баня со сложным архитектурным комплексом, состоящим из теплого помещения, парильни и бассейна с холодной водой.
В крупных банях иногда были и другие отделения – раздевалка, читальный зал и спортивная площадка. Но такие центры здоровья были доступны только для политической элиты и богачей.
К сожалению, по мере постепенного разрушения римской империи они уничтожались и ветшали. Но эту традицию унаследовали арабы, жившие под властью Рима в таких странах, как Сирия. Большое значение баням придавалось из-за того внимания, которое уделяет ислам чистоте и гигиене.
Фото: LightField Studios/ shutterstock.com
Название общественной бани – «хаммам» образовано от арабского слова «хам» – «жарко». Хаммам обогревался с помощью большого котла с водой.
Пар, образованный от кипения воды, подавался через небольшие отверстия, находящиеся в стенах. Потоотделение вымывало загрязнения, горячая вода и пар усиливали кровообращение, учащали пульс и ускоряли обмен веществ. Так, кроме очищения бани способствовали и оздоровлению людей.
Еще Абу Исхак Ибрахим ибн Исхак аль-Харби, автор, живший в IX веке, писал о правилах пребывания в хаммаме.
Например, нижняя часть тела мужчины всегда должна быть закрыта одеждой или полотенцем. Женщины и мужчины мылись в разное время – днем услугами бани пользовались женщины, а вечером мужчины. Женщины не могли войти, если внутри находятся мужчины, и наоборот.
Фото: RuslanKphoto/ shutterstock.com
Хаммамы были изящно оформлены, хорошо сконструированы и декорированы. В Османской империи они отличались великолепием построек, богатством архитектурных форм и роскошью украшений, в них располагались фонтаны и бассейны.
Люди посещали хаммамы с целью не только помыться, но и пообщаться. Это были своего рода социальные учреждения, где в расслабляющей атмосфере встречались друзья, родственники, соседи. В консервативных обществах женщины присматривали для своих сыновей невесток.
Сотни лет спустя европейцы снова открыли для себя общественные бани во время крестовых походов. Однако скоро церкви запретили их, так как они принадлежали «культуре мусульман».
Фото: YouraPechkin/ shutterstock.com
Надо ли перед сном совершать ритуальное омовение?
Ихсан Кышкаров