Как мусульманский полководец освободил Иерусалим
Более 800 лет назад он защитил исламскую цивилизацию от рыцарей-крестоносцев и вернул ей святой город аль-Кудс, который во всем мире известен под названием Иерусалим. Причем сделал это с таким достоинством, что даже враги не могли упрекнуть его ни в одном бесчестном поступке. Имя этого великого мусульманского политика и военачальника – Салах ад-дин, известный в западной литературе как Саладин. На самом деле его звали Юсуф ибн Айюб (что означает, Юсуф сын Айюба). Салах ад-Дин это, скорее, прозвище, означающее «благочестие веры».
О ранних годах Салах ад-Дина в Дамаске известно мало. Его происхождение - военного в трех поколениях — пророчит ему воинскую карьеру, но Салах ад-Дин в молодости не проявляет большого интереса к воинской славе. По отцу он был курдом по национальности, но его мать – была арабкой и воспитала его как правоверного мусульманина. По информации одного из его биографов аль-Вахрами, Салах ад-Дин изучил Евклида и Альмагеста, знал арифметику и исламское право. В дополнение к исламу, Салах ад-Дин разбирался в генеалогии, биографии и истории арабов вплоть до родословных арабских скакунов, и что немаловажно, знал Хамаса (десятитомник арабской поэзии) Абу Таммама наизусть. Некоторые говорят, что первоначально он больше интересовался религией, нежели военной карьерой.
Последствия Первого крестового похода, в результате которого и был взят Иерусалим оказали огромное влияние на весь ближневосточный мусульманский мир и самого Салах ад-Дина в частности. Помимо христианских и иудейских святынь, в Иерусалиме были и исламские памятники. Это, к примеру, мечеть Куббат ас Сахр (Купол скалы), откуда по преданию пророк Мухаммад (мир ему и благословение), вознесся на небо на крылатом коне Бораке. После взятия города крестоносцами все они были тотчас превращены в христианские храмы, и Нур-ад-дин Зенги – правитель Дамаска, поклялся их вернуть. Его помощником в этом стал Салах Ад-дин. Единства среди мусульман не было вовсе: сторонники багдадского халифа враждовали с шиитской династией Фатимидов в Египте, а тюркская империя Сельджукидов раскололась на части, контроль над которыми перешел к султанским воспитателям — атабекам.
Поворотный момент в карьере Салах ад-Дина наступил после смерти его дяди Ширку в 1169 г., который был наместником в Египте – одни из визирей халифа. Салах ад-Дин получил его должность, но не спешил подчиниться халифу, после смерти которого вмешался в спор о престолонаследии и что называется втихую занял у них Сирию, включая и столицу - Дамаск. Когда за законных правителей - Зенгидов вступился их влиятельный родственник, могущественный атабек г. Мосула (Ирак), Салах ад-Дин разбил его и заставил признать свое главенство. Также противники Салах ад-Дина пытались натравить на него «террористов» средневекового Ближнего Востока – фанатичную секту безжалостных убийц ассасинов. В ответ султан создал свою спецслужбу, которая вычислив всех агентов этой секты в Дамаске арестовала их, после чего они были казнены. В итоге лидер ассасинов - «Горный старец», поспешил заключить мир с Салах ад-Дином.
Главной идеей «фикс» Салах ад-Дина стало освобождение священного Иерусалима от рук крестоносцев. К моменту укрепления его власти, как раз настал подходящий момент – умер Иерусалимский король Бодуэн IV. Его последователь Гвидо Лузиньян был недальновидным политиком, и не смог удержать в повиновении феодалов, многие из которых устраивали провокационные нападения на караваны как мусульман, так и христиан шедших в Иерусалим, что нарушало соглашению с Салах ад-Дином, о неприкосновенности мирных торговцев и паломников. Во время очередного набега одного из баронов – Рено де Шатильона, был разграблен караван в котором находилась сестра самого Салах ад-Дина, направлявшаяся к своему жениху. При этом барон прикоснулся к сестре султана, что в те времена считалось серьезным оскорблением. Таким образом, повод для начала войны у султана наконец появился.
В июне 1187 года 50-тысячное войско Салах ад-Дина выступило в поход и осадило крепость Тивериаду. На встречу им без должной подготовки выступило войско крестоносцев. Основу войск султана составляли отборные конные части мамлюков (рабов из числа тюрков-кипчаков – предков нынешних тюркских народов России и Средней Азии), которых Салах ад-Дин долгое время активно готовил к войне. Крестоносцы надеялись в течении суток преодолеть расстояние между источниками воды в пустыне, но из-за некомпетентности своих командующих, сделать это им не удалось и они угодили в ловушку подготовленную Салах ад-Дином.
Столкновение обеих армий произошло у местечка под названием «Рога Гаттина». Окруженное войско крестоносцев, измученное жаждой и едким дымом от подожженных по приказу Салах ад-Дина сухих веток было практически полностью уничтожено.
Лишь небольшой отряд сумел вырваться и то благодаря тому, что султан решил не преследовать их и отпустил с миром. Были казнены рыцари тамплиеры и иоаниты (всего около 250 человек), остальные рыцари во главе с королем были отпущены на свободу, под клятву, что никогда больше не будут воевать с мусульманами.
После такой удачи, Салах ад-Дин двинулся дальше и осадил Иерусалим. Через две недели непрерывного штурма, защитники города сдались. Салах ад-Дин поступил с ними весьма гуманно и по-рыцарски сдержал взятое на себя обещание никого не убивать. Он не повторил тех жестокостей, что когда-то совершили крестоносцы: он разрешил всем жителями покинуть город за сравнительно небольшой выкуп и даже прихватить некоторое имущество. Иерусалим в итоге вновь вернулся в руки мусульман. Эти события широко отражены в ряде исторических фильмов.
В ответ европейцы предприняли очередной, уже III по счету крестовый поход. Война в итоге продолжилась. Но коренной перелом в войне мусульман против крестоносцев уже наступил, поэтому былого успеха европейцы так и не сумели достичь.
Салах ад-Дин скончался во время приготовлений к походу на Багдад, чтобы восстановить прежний арабский халифат. Величайший полководец заболел лихорадкой и скоропостижно скончался в Дамаске 4 марта 1193 года.
Салах ад-Дин обладал ярким характером. Будучи правоверным мусульманином, суровым по отношению к завоевателям, захватившим Сирию, он, тем не менее, проявлял милосердие и великодушие с христианами, с которыми имел отношения. Поэтому Салах ад-Дин стал не только героем у мусульман, но и прославился среди христиан как истинный рыцарь, поведение которого полностью соответствовало рыцарскому кодексу чести того времени: храбрость в бою и великодушие к побеждённому противнику. Один из главных вождей крестоносцев, Ричард Львиное Сердце, даже считал Салах ад-Дина практически своим другом. Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам.
Салах ад-Дин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Всегда соблюдал взятые на себя обязательства даже по отношению к своему противнику. Он отпустил на свободу короля Иерусалима и большинство христиан королевства, его армия никогда не занималась грабежами и третированием мирного христианского населения, христианским паломникам была обещана (да в общем, как показало время, и обеспечена) свободная возможность посещения Иерусалима.
Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами. В истории Востока Салах ад-Дин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.
Салах ад-Дин являлся кумиром иракского диктатора Саддама Хусейна, который, как и он, родился в г. Тикрите.
В массовой культуре чаще всего именно Салах ад-Дин предстает в образе как полководца и лидера мусульман во времена Третьего Крестового похода. Наиболее известная экранизация его персонажа фигурирует в фильме «Царство небесное» (2005, реж. Ридли Скотт).
Ильнар Гарифуллин
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!