Как Чингисхан относился к мусульманам?
Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган (1890-1970) в свое время исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.
Islam-today предлагает вниманию читателей главы из указанной книги.
Внешность правителя была внушительной: он был богатырского роста, здоров телом, широк в плечах. У него был крупный череп и широкий лоб, был он чрезвычайно силен и весьма подвижен. В период завоевания Бухары и Хорасана на его голове появилось несколько сединок. С юных лет Чингис отличался самостоятельностью в решениях и независимостью во взглядах. В мирное время он был спокоен и милосерден к окружающим и не придирался по пустякам, прощал ошибки и недочеты. Чего не скажешь о его нраве на поле брани. Он был жесток и непримирим с теми, кто осмеливался нарушать законы государства, кто сопротивлялся общегосударственному устройству. В интересах народа и государства он был способен принести в жертву многие сотни и тысячи людей. Однако он не был сторонником потерь людей из-за бессмысленных и сиюминутных побед подобно Хорезмшаху или Джалалутдину.
Он не судил людей исходя из злобы и жестокости, и ради удовлетворения своего тщеславия и прихоти. Чингисхан был остер на язык и щедр на похвалу, отличался человечностью и потому окружающие часто говорили о нем: «Наш каган может отдать ближнему последнюю рубаху или подарить своего коня». Гости поражались его чрезмерному уму и обаянию. Он подкупал своей верностью, молодечеством и совершенством, а потому его визири и наместники даже не помышляли изменить ему и преступить грань дозволенного. Его было трудно чем-либо удивить, он избегал изысков в одеяниях и пище. Никогда не предавался безделью и низменным порокам и страстям. Всю свою жизнь он одевался скромно и употреблял в пищу, то, что подавали у простолюдинов.
Чингисхан отдавал предпочтение кочевому образу жизни и вместе с тем он всячески поощрял людей к наукам, ремеслам и считал, что благодаря им народ будет жить в достатке и полнокровной и обеспеченной жизнью. Именно в этих целях он завоевывал богатые в культурном и научном плане страны и знакомил своих соплеменников – тюркские и монгольские народы с их достижениями и успехами побежденных людей. Во время военных действий строго-настрого было запрещено убивать ученых и ремесленников. В битве за Самарканд он запретил трогать около трех тысяч художников и зодчих. При завоевании Ургенча, народ которого оказал ожесточенное сопротивление Чингисхан велел вывести из крепости всех ремесленников и только потом сравнять город с землей. Таким же образом он поступил при осаде городов Газни, Бухары и других населенных пунктов. Этому правилу он придерживался и во время похода в Китай. Всех ученых и художников он забирал с собой на свою родину. Во время захвата какого-либо населенного пункта он обращался к градоначальнику с призывом сдаться без боя, и только получив отказ, армия его переходила к активным боевым действиям.
Он не изменил верованиям своих предков, однако он в одинаковой степени уважительно относился к религиозным иерархам всех религий. И все же, он с наибольшей симпатией и предпочтением смотрел на религию Ислам. Ведь многие приближенные из его окружения соблюдали эту веру и были мусульманами. Его близкий друг и визирь по имени Махмуд Ялавач был правоверным. Этого человека Чингис назначил своим наместником, баскаком в Китай с резиденцией в Пекине. Махмуд оставался таковым и после кончины правителя вплоть до самой своей смерти в 1254 году. Тюрки, исповедовавшие Ислам не чаяли души в Чингисхане, потому что он уважительно относился к мусульманам и всячески поощрял их.
Islam-Today