Из истории ислама в Западной Африке
Известно, что мусульмане населяют север Африки, то, что арабы называют Магриб. Менее известно, что во многих странах Восточной, Центральной Западной Африки население также преимущественно мусульманское.
Ислам первоначально проповедовался в Западной Африке торговцами с Севера.
В 11 веке правитель государства Фута Тора принял ислам. Альморавиды проповедовали ислам среди берберов северной Мавритании, а уже мавританские мусульмане распространили его к югу от реки Сенегал, включая современную Гамбию.
До 17 века мусульманские поселения все-таки напоминали островки в языческом море.
Местные племена поклонялись многочисленным богам, духам предков и практиковали изгнание злых духов.
Первоначально ислам принимали племенные торговцы, которые во время путешествий общались с мусульманами в торговых городах на транс-Сахарских маршрутах. К тому же пребывание вдали от своих племен и отсутствие необходимости практиковать племенные культы, в первую очередь культы богов урожая, способствовали пониманию идеи Единобожия.
Следует отметить и то обстоятельство, что мусульмане не проявляли агрессивной враждебности по отношению к язычникам и не оскорбляли их родовые и племенные культы, не осуждали существовавшие среди них обычаи, но терпеливо проповедовали и постепенно меняли их восприятие мира.
Кроме этого мусульмане ассоциировались с богатством, ведь они были торговцами, привозившими разнообразные необходимые для местных товары. Они также рассказывали о величии и богатстве мусульманских стран, откуда приезжали. Все это повышало престиж исламской религии в глазах аборигенов.
Не последнюю роль сыграл и стиль одежды мусульман, и обычай строить мечети в местах своего временного или постоянного проживания. Их грамотность и хорошие манеры также усиливали благоприятное впечатление на представителей многочисленных африканских племен, вступавших с ними в контакты.
Делу распространения ислама служила также политика местных правителей: если они принимали ислам, то, по крайней мере, все их приближенные поступали таким же образом.
Правители в этом случае получали поддержку со стороны местных мусульманских городских сообществ, которые имели сильное влияние на местное население, так как контролировали торговлю, а через нее и всю экономику.
Все это послужило базой для объединения многочисленных общин верующих в одну государственную структуру.
Положение правителей также подкреплялось шариатским предписанием мусульманам повиноваться справедливому правителю независимо от его расовой или этнической принадлежности.
По этим причинам правители быстро выбирали «международную» религию, предпочитая ее местной.
Существовавшие ранее языческие понятия заменялись исламскими. Культ божков уступил место кораническому монотеизму, культ предков прекращался. Новообращенные мусульмане стали совершать обязательные молитвы, поститься в месяце Рамадан, строить мечети и совершать паломничество в Мекку.
Кроме совершения омовений, правил забоя животных африканские мусульмане также переняли стиль одежды, архитектуры, а также арабскую грамоту.
Ислам стал основой образовательной системы мусульманских народов Африки, которые в языческие времена не знали книг, не имели ни письменности, ни образованных людей. Приняв ислам, они познакомились с теологией, юриспруденцией, историей, географией и естественными науками. Кроме этого ислам ознакомил их и с философией.
Достаточно трудно точно оценить в общем степень влияния ислама на народы Африки. Но средневековые путешественники и историки отмечали религиозное рвение, стремление к знаниям среди африканских мусульман, а также то, что в основу управления городами и государственными образованиями в тех частях континента, где господствовала эта религия, были положены исламские законодательные нормы.
С другой стороны те же путешественники отмечали, что традиционные языческие культы никуда не делись и множество людей исповедует их. Терпимость мусульман позволяла существовать и язычеству, а правители сплошь и рядом вынуждены были управлять язычниками на основании племенных законов, которым они подчинялись и которые противоречили положениям шариата.
Некоторые историки даже склонны считать, что, например, Западная Африка до 1800 годов была лишь номинально мусульманской, где монотеизм исповедовала лишь правящая верхушка, а параллельно среди простонародья существовали различные племенные культы. Со своей стороны правители не могли просто игнорировать религии своих подданных и если и не принимали участие в их обрядах, то уж точно им не противодействовали.
В 19 веке понадобились многолетние усилия таких выдающихся религиозных деятелей как МабаДиаку и ФодайКаббаДумбуйя и война между марабутами и Сонинке, чтобы ислам укрепился в Западной Африке на прочном основании.
Впрочем, это тема для будущих публикаций.
Ильдар Мухамеджанов