Ислам в 90-е годы: новый статус, признание религии и охрана государством
Фото: Donald Walker / shutterstock.com/ru.
Политика государства по отношению к исламу изменилась в первые годы после вступления М. С. Горбачева в должность первого секретаря ЦК КПСС в марте 1985 г., после чего был взят курс на перестройку и демократизацию политического режима.
Представители конфессий, наряду со всеми гражданами, получили возможность участвовать в общественной жизни страны, были зарегистрированы новые приходы, открылась часть закрытых храмов, появились духовные учебные заведения, резко выросли тиражи религиозной литературы.
2 октября 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», который отменил запрет на религиозную пропаганду, существовавший с 1929 г., значительно расширил права религиозных организаций и граждан, связанные со свободой совести, разрешил обучение религии частным образом, в том числе в специальных учебных заведениях. Впервые в истории советского общества религиозные организации получили полные права юридического лица.
Взгляд со стороны: индонезиец об исламе в России
Закон РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 г., дополненный и конкретизированный в том же и следующем году в аналогичных одноименных законах субъектов федерации, предоставил верующим те же свободы: в соответствии со ст. 5, «все религии и вероисповедания равны перед законом...
Государство не финансирует... деятельность по пропаганде атеизма»; граждане могли получать «религиозное образование на языке по своему выбору индивидуально или совместно с другими» (ст. 6), а религиозные управления – создавать духовные школы (ст. 15); льготы светских вузов распространялись на духовные (отсрочка от призыва в армию, налоги, трудовой стаж, ст. 15); за религиозными организациями признавались права юридических лиц (ст. 17), они могли иметь собственность (ст. 23), заниматься производственной деятельностью (ст. 24), им дозволялось иметь, производить, импортировать и экспортировать религиозную литературу (ст. 27), выезжать за границу для паломничества и посылать туда граждан «для обучения в духовных учебных заведениях» (ст. 29). Закон позволял вести миссионерскую деятельность (ст. 11, 29).
Фото: shutterstock.com. Автор: Mister Dreamer.
В 1990-е гг. ислам получил статус, которым он никогда не пользовался прежде – ни в советский, ни дореволюционный период. Конституция РФ признает его исконной религиозной традицией российского общества и ставит под охрану государства. Начиная с президентства Б. Н. Ельцина, федеральные власти не раз заявляли о своей поддержке ислама как одной из традиционных конфессий россиян. Подчеркивая заботу российского государства не только о православных, но и о мусульманских гражданах РФ, президент ежегодно поздравлял их с празднованием Курбан-байрама точно так же, как православных – с Пасхой и Рождеством. Эту традицию продолжил президент В. В. Путин. Накануне своей инаугурации в 2000 г. Путин назвал Россию «великой христианской и исламской державой».
Не сразу был законодательно закреплен новый правовой статус ислама как традиционной религии. Сначала государство объявило о признании свободы исповедания всех без исключения конфессий и создании в стране любых религиозных организаций. Концепция традиционных ценностей ислама определяет характер нового федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», принятого Государственной Думой РФ 26 сентября 1997 г.
В преамбуле федерального закона ислам вместе с православием отнесен к религиям, «составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Государство обязуется уважать и поддерживать как Русскую православную церковь (РПЦ), так и ислам.
Новый федеральный закон подтвердил светский характер государства (Статья 4.1) и права граждан России, а также иностранных подданных, находящихся на ее территории, «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 3.1). Вместе с тем преамбула к закону утвердила приоритет ислама, наряду с РПЦ и другими традиционно существовавшими на территории страны конфессиями, которые российское руководство обязуется уважать и поддерживать. Ислам назван среди религий, «составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России».
Фото: Andrii Lutsyk / shutterstock.com.
Права «нетрадиционных» религиозных объединений, под которыми понимаются все организации и движения, появившиеся в России после распада Советского Союза в 1990-е гг., существенно ограничены. Для них введен пятнадцатилетний испытательный срок. В России они могут законно существовать только при условии ежегодной перерегистрации (ст. 11; 27.3) . Им запрещено открывать религиозные школы и давать религиозное образование детям, проводить религиозные обряды в лечебных и исправительных учреждениях, издавать и распространять религиозную литературу, иметь при себе иностранные религиозные представительства и приглашать из-за рубежа проповедников и других религиозных деятелей (ст. 27.3; 3.4; 5. 3 и 4; 13.5; 16.3; 17. 1 и 2; 18.2; 19; 20.2).
Тем самым был законодательно закреплен новый курс федерального правительства на установление ограничения деятельности зарубежных миссий. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» 1997 г. особо подчеркивала необходимость «учитывать разрушительную роль различных религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для прикрытия противоправной деятельности». В данном случае в первую очередь подразумевались именно «нетрадиционные» исламские организации, а точнее – так называемое движение ваххабитов...
Кто такие ваххабиты?
«История ислама в России» под общей редакцией Р.М. Мухаметшина