Эндерун: Дворцовая школа для одаренных детей
Турки основали школу для одаренных детей у себя в государстве задолго до того как над этим задумались на Западе. Эта школа воспитала множество военачальников и государственных чиновников, которые так или иначе смогли сохранять целостность государства до конца 19 века. Назвалась она Эндерун или Дворцовая школа.
Эндерун была основана султаном Мурадом II, правившим с 1421 по 1451 годы и развивалась при султане Мехмеде Фатихе. После завоевания Константинополя она помещалась во дворце Топкапы.
Обычное образование в Османской империи начиналось дома, а затем продолжалось в медресе при мечети.
Однако для обучения в Энедеруне отбирались юноши из христианских семей по системе девширме. Отбирались здоровые, сильные и приятного вида юноши 8-18 лет в районах империи, населенных христианами один раз в три или четыре года. Семьи юношей освобождались от налогов.
Позднее отбор в Эндерун стали проводить и среди населения Анатолии, так что и мусульманам по рождению открылись возможности для придворной карьеры, но здесь они столкнулись с конкуренцией со стороны придворных, которые ранее прошли через Эндерун, сделали карьеру при дворце и определили уже своих детей на обучение в Дворцовую школу.
Детей, отобранных для учебы в Эндеруне селили в специально отобранные турецкие крестьянские семьи, чтобы они смогли изучить турецкий язык, исламскую религию и традиции. Через два или три года их привозили в Стамбул и устраивали им экзамен. Самые способные становились кандидатами на зачисление в придворную школу. Она располагалась в Третьем Дворе султанской резиденции Топкапы и была сравнительно небольшой по размеру. Из-за этого часть учеников селили за пределами Топкапы во дворцах Галата, Ибрагим-паши, Искендера Челеби и Эдирне, а часть оставалась в помещениях Третьего Двора.
Юноши изучали турецкий и арабский языки, Коран, а после закрепления навыков первых двух языков еще и персидский. Он был особенно важен так как вся турецкая поэзия – одна из основных форм литературных произведений в Османской империи в то время использовала много персидских заимствований. Юношей также обучали истории, географии, геометрии, астрономии, законодательству и каллиграфии.
Спортивным занятиям также уделялось много времени и султаны, прошедшие похожее обучение с удовольствием наблюдали за тем как воспитанники Дворцовой школы играют и упражняются. Важнейшими составляющими спортивной подготовки были поднятие тяжестей, стрельба из лука, фехтование на саблях, борьба, в которой иногда, в свои молодые годы, участвовали даже сами султаны. Еще одним распространенным состязанием был джерит – игра, в ходе которой соперники, разделившись на две команды, верхом на конях метали копья и стремились перехватить друг друга до достижения игроками противоположной стороны площадки, на которой эти копья упали.
Юношей, проявивших способности к музыке обучали игре на различных музыкальных инструментах, пению и сочинению музыкальных произведений. Эти музыканты пополняли ряды янычарских оркестров и сопровождали войска в походе и на поле битвы.
Юношей обучали всему, что могло пригодиться в их дальнейшей жизни вплоть до изготовления стрел и умения накручивать тюрбаны.
Главной целью этого обучения была подготовка юношей к службе во дворце в соответствии со способностями и склонностями каждого. Кроме этого, навыки, приобретенные в ходе обучения могли пригодиться, если дворцовая карьера по тем или иным причинам не складывалась.
Обучение производилось в основном придворными, но при необходимости приглашались и учителя со стороны.
По окончании обучения юношам устраивали выпускную церемонию, особенности которой зависели от того на какую службу они назначались. Часть юношей опредеяли в янычары, а часть – в различные государственные учреждения. Тех, кто не продемонстрировал успехов в учебе не оставляли при дворе. Обычно их назначали на командирские должности в армейских частях в разных районах государства.
Австрийский посол в Османской империи в 16 веке Ожье Гислен де Бусбек так описывал образовательную систему этой страны: «Происхождение не играет у турок никакой роли. Размер жалования зависит от должности, которую человек занимает на государственной службе. Знатность не является определяющим фактором; значимость человека зависит от занимаемого им поста и исполняемых им обязанностей. При назначении на тот или иной пост султан абсолютно не обращает внимания на богатство и положение в обществе. При этом он руководствуется лишь личными достоинствами кандидата на должность, его способностями и результатами его службы на предыдущей должности. Такой подход – гарантия, что пост достанется самому достойному. Успешная карьера в Турции зависит лишь от личных качеств человека, и лишь только он сам может добиться успеха, или наоборот, испортить себе карьеру».
Таким образом, выпускники дворцовой школы имели перед собой блестящие возможности. Все зависело от их личных амбиций и ничто не мегало им достичь самых высоких постов – вплоть до поста великого визиря, доказательств чему есть немало в истории.
Лишь в конце 19 века придворное обучение было перестроено по западноевропейскому образцу.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.