• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Другой духовный путь. Братья по ремеслу

Время чтения: 7 мин
7763

Средневековые профессиональные союзы ремесленников сыграли большую роль в становлении и развитии Османского государства. Однако они не являлись сугубо профессиональными объединениями. Их сплачивало то, что в нынешние времена называется «корпоративный дух». Но если сегодня в основе этого духа лежит честь корпорации, как честь торговой марки, то в те времена объединения ремесленников всегда строились на религиозной основе. Их называли футувва, или в турецком варианте ахилик (братство).

Футувва («удаль, геройство») берут свое начало в первых веках существования арабо-мусульманского халифата и первоначально этим термином обозначались союзы ремесленников в восточной части Халифата - Ираке и Хорасане. Они возникли для защиты своих корпоративных интересов, а зачастую, жизни и имущества ремесленных корпораций на фоне ослабления центральной власти в халифате. То есть в своей деятельности они сочетали «труд и оборону». Основным их занятием было ремесло, но в трудную минуту члены футувва могли защитить и свое имущество, и свою честь и достоинство.

Члены футувва приносили главе своего союза своеобразную присягу на верность и обязались соблюдать определенный духовно-этический кодекс: быть щедрыми, самоотверженными в деле отстаивания исламских религиозных ценностей, проявлять личную скромность, побуждать к дозволенному и порицать запрещаемое исламскими законами, проявлять преданность своей духовно-ремесленной корпорации, прощать обиды, быть, как надлежит истинному мусульманину, смиренными и благочестивыми.

В средние века члены футувва нередко составляли основу ополчения городов, выступая в качестве военной силы, с которой были вынуждены считаться не только разные местные правители, но и даже глава государства.

В конце XII века аббасидский халиф Насир предпринял попытку упорядочить жизнь и деятельность этих профессионально-духовных союзов и по его просьбе багдадский теолог и суфийский шейх Шихаб-ад-дин Абу Хафс Умар ас-Сухраварди написал свой труд «Китабу-ль-футувва», где были изложены общие принципы организации профессиональных братств ремесленников.

В Анатолии профессионально-духовные братства стали упоминаться в XIII веке, когда туда переехали из Багдада спасавшиеся от монголов богословы и ремесленники. Хотя ещё раньше тот же халиф Насир назначил уже известного нам ас-Сухраварди наместником в знаменитой Конье, долгое время являвшейся духовным центром Анатолии.

Появление футувва в этом регионе связывают с именем Ахи Эврена. Он организовал в Конье работы по выделке кож. Его последователей стали назвать «ахи», то есть – «брат мой» (так обращались друг к другу члены этой духовно-профессиональной корпорации). С тех пор название «ахилик» - «братство» прочно закрепилось за их членами.

Условиями членства в футувва-ахилик было исповедание ислама и обладание определённой профессией. Безработных туда не принимали. Существовал особый ритуал посещения в ахилик: надевание фартука и повязывание пояса.

В ахилик объединялись не только ремесленники, но и крестьяне. Здесь объединения носили название «Ахи Пехливан» и в первую очередь играли роль своеобразных религиозно-культурных центров. Так как занятие у крестьян было одно – возделывать землю, то Ахи Пехливан в первую очередь занимались просвещением земледельцев и их религиозным образованием, а также организацией досуга, разрешенного с точки зрения шариата. В каждой завийе (местной общине) были медресе, баня фонтаны и сад, а также дом для шейха – руководителя завийи и прислужников – повара, суйолджу (ответственного за снабжение водой) и содержателя бани.

Шейх выступал в качестве имама мечети, совершал зикры с дервишами, посещавшими завийю, проводил церемонии чтения Корана по понедельникам и четвергам.

Но вернемся к городским ремесленным союзам. Со временем ахилик превратились в профессиональные союзы – эснафы, объединявшие представителей определенных профессий: ткачей, портных, булочников, свечников и других. В них могли вступать и ремесленники-немусульмане, проживавшие в данной местности. Эснафы занимались уже более приземленными вопросами: определением стандартов качества своей продукции, цен на нее, организацией производственных площадок и мощностей, закупками сырья и подготовкой квалифицированных кадров и являлись ремесленными гильдиями, являясь аналогом цеховых организаций в Средневековой Европе.

В эснафах существовала четкая иерархия: руководитель эснафа (кетхуда) выбирался мастерами и утверждался кадием. Он был посредником в отношениях между государством и членами корпорации, а также решал конфликтные ситуации внутри ее. Он также выдавал мастерам лицензии (гедик) и организовывал снабжение сырьем. Кроме него существовал и еще йигитбаши, которые осуществляли общее внутреннее руководство эснафом.

Им подчинялись ученики, подмастерья и мастера. Путь от ученика до мастера обычно занимал шесть лет. Для того, чтобы получить лицензию мастера, недостаточно было просто хорошо владеть ремеслом. Кандидат в мастера должен был быть в ладах с подмастерьями, иметь хорошие отношения с клиентами и обладать капиталом, достаточным для открытия своей лавки.

Комиссия из мастеров (ихтиярляр) участвовала в установлении цены на продукцию эснафа и налагала дисциплинарные взыскания на его членов.

В каждом городе Османской империи существовала территория, на которой осуществляли свою деятельность ремесленники и которая назвалась «бедестан» (по названию крытого рынка в Стамбуле, где традиционно располагались ремесленные мастерские). От нее тянулись улицы, на которых работали представители различных ремесленных профессий и здесь же продавались их изделия. Следы подобной организации можно наблюдать даже в наше время: например, изготовители изделий из меди в Стамбуле до сих пор работают и продают свои товары рядом с Большим базаром.

Члены эснафов часто арендовали помещения лавок, а рабочие инструменты были их личной собственностью. В лавке также имелось специальное помещение, где проводились деловые встречи. Члены эснафа были обязаны носить одежду определенного вида. Если лавка была собственностью мастера, то она, как правило, в случае смерти или физической немощи мастера передавалась по наследству его сыну или другому члену семьи.

Однако с течением времени этот порядок стал меняться, особенно в столице государства Стамбуле, куда хлынул поток ремесленников из разных концов государства. Многие из них стали открывать свои лавки в разных районах города и работать без лицензии, произвольно изменяя качество товара и устанавливая свои собственные цены.

Частые нарекания со стороны членов эснафов, жаловавшихся на подобные действия нелицензированных торговцев, повлекли за собой запрет на открытие лавок без лицензии. Это, в свою очередь, привело к появлению так называемых «хаван гедик» - «воздушных лицензий», которые принадлежали конкретному лицу. Кроме того, лицензии могли покупаться или продаваться. Обладатель «хаван гедик» мог работать в любом месте. В случае разорения ремесленник мог продать свою лицензию в счет уплаты долга. Тот, кому она доставалась, в свою очередь, мог продать ее тому, кому хотел.

Количество лавок ремесленников регулировалось султанским диваном. Например, в XVI веке, когда стало остро ощущаться перепроизводство шелковой ткани с использованием серебряных нитей, часть мастерских была по решению дивана закрыта с целью избежать перерасхода серебра.

Эснафы выступали гарантами качества продукции и имели право привлекать к суду нарушителей стандартов качества.

С конца XVII века ряды ремесленников стали пополняться выходцами из янычарского корпуса, которым к этому времени было разрешено обзаводиться семьями и заниматься ремеслом и торговлей. Янычары в основном занимались изготовлением холодного оружия. После ликвидации янычарского корпуса в 1826 году многие бывшие янычары также стали ремесленниками.

В XIX веке монополии эснафов постепенно пришел конец. Причиной тому стали торговые договоры с европейскими странами, позволявшие иностранным подданным заниматься любыми видами торговли. Окончательно монопольные права профессиональных корпораций были отменены в 1861 году.

С развитием промышленного производства в Османской империи и многократным увеличением импорта промышленных изделий из стран Запада профессиональные союзы пришли в упадок. Это усугублялось наплывом беженцев из тех регионов империи, которые становились территорией других государств.

С целью сохранить и реформировать национальное производство в 1864 году правительство предприняло попытку создания производственных акционерных компаний, в которых были бы объединены капиталы мастеров и ремесленников, и создало Комиссию по реформе промышленности, куда вошли главы основных эснафов. Были учреждены компании производителей золотых и серебряных нитей, компании дубильщиков, шорников, текстильщиков, литейщиков, металлистов. Однако эти меры не дали ожидаемых результатов. Недостаток финансовых средств и отсутствие специалистов по организации производства в новых условиях не позволили изделиям османского производства конкурировать с продукцией из стран Запада.

Внешние долги государства окончательно свели на нет попытки создания промышленности.

Новые капиталистические отношения уже не оставляли места для морально-этических кодексов ремесленников, гордившихся своим штучным товаром.

Они уступили место новым промышленным стандартам и категориям качества, на страже которых уже стояли судебные органы и международные производители со своим корпоративным духом.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle