Что волновало молодых мусульман-предпринимателей Хайфы в 30-годы прошлого века?
«В мусульманских странах» так называются путевые заметки общественного деятеля и писателя Гаяз Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины и Египта более 80 лет назад.
Islam-today продолжает публикацию очерка.
На следующий день я в сопровождении шейха Якуба отправился в Хайфу. По железной дороге время в пути заняло четыре-пять часов. На вокзале нас встретила целая делегация наших соплеменников во главе с Абдуллой эфенди Тимером. В группе встречавших были и представители местного арабского общества. Нас устроили в заранее подготовленные апартаменты, принадлежавшие одному молодому торговцу. Я был много наслышан об Абдулле Тимере, мы с ним даже состояли в переписке, однако до сих пор не удавалось познакомиться лично. Он также слышал обо мне, читал мои статьи и очерки. Самое удивительное состояло в том, что мы с ним оказались земляками. Он был родом из села Салман Спасского уезда. Его отца звали Гиззатуллой и служил он имамом в мечети этого села. Образование Абдулла эфенди получил в медресе города Уральска и до первой мировой войны перебрался в Египет, где продолжил свое образование. Ему удалось закончить педагогический институт в Палестине и устроиться преподавателем в одно из учебных заведений. Он увлекся идеями скаутского движения и создал первую в стране скаутскую организацию.
Некоторое время молодой педагог и воспитатель обучался в Лондоне и в итоге получил свидетельство об окончании курсов по скаутскому движению. В своей внешности и в речи он хорошо сохранил национальные черты. В настоящее время он преподает арабскую литературу и риторику в медресе и возглавляет местную организацию скаутов. Как человек весьма занятой и знающий цену времени, Абдулла эфенди подготовил нам насыщенную программу. Едва познакомившись с нашими хозяевами, у коих мы остановились и, слегка перекусив, мы приступили к реализации указанной программы. Первым делом мы поднялись на гору Аль-Кармаль, которая возвышалась над Хайфой и служила местом отдыха в жаркое летнее время. Это возвышенное место на высоте несколько сот метров доминирует над городскими кварталами и лиманом. В период турецкого владычества здесь была построена крепость. Гора расположена высоко над уровнем моря и покрыта густым лесом и потому воздух чист и свеж и дышится здесь хорошо.
С нее открывается великолепный вид на окрестности Хайфы и морской простор. Именно поэтому здесь расположились множество летних дачных домиков, отелей и пансионов. В последние годы эту местность интенсивно заселяют иудеи. Мы очень долго и внимательно изучили местность и возвратились домой под вечер. После ужина к нам в гости пожаловали видные люди со всего города. Несмотря на то, что большинство из них были арабами, они хорошо владели турецким и проблем в общении не возникло. Многие из них в свое время обучались в турецких учебных заведениях и мы не почувствовали в них ни капли неприязни как к Турции, так и к туркам. Большая часть составляли прогрессивно настроенные молодые торговцы. По своим взглядам и мировосприятию они напоминали наших молодых соотечественников периода предвоенных лет. Как и наша торговая молодежь, они были весьма оживленны, чрезвычайно старательны и тверды в вероубеждении. В последующие дни своего пребывания в Хайфе я понял в чем суть дела. Этот город является важным торговым узлом, а потому он является местом сосредоточения торговых людей. Сегодня здесь преобладают различные еврейские торговые фирмы. Именно поэтому налицо жесткая конкуренция с арабскими торговцами. Меня поразил лидер арабских деловых кругов Абдурашид Ибрагим эфенди, которого они считают своим наставником и учителем.
Этот человек впервые в истории Палестины организовал исламский банк и является попечителем множества мусульманских общественных организаций. Своими ясными идеями и бескорыстностью он напомнил мне моих соплеменников-торговцев. Он ведет дело весьма осторожно и решительно, ведь в противном случае Палестина может оказаться в полной зависимости от изворотливых и предприимчивых торговцев-конкурентов. Он старается сосредоточить экономическую мощь своих соплеменников и использовать ее во благо арабского народа. Все его усилия направлены на то, чтобы в нужное время ссудить деньги арабскому торговцу или труженикам палестинской деревни, чтобы они не подпали в экономическую зависимость от расторопных конкурентов. Весь вечер мы беседовали на эти темы. А самое главное состояло в том, что большая часть этих палестинских молодых предпринимателей являлись шакирдами моего земляка, уроженца села Салман Абдуллы эфенди. Они все, а также старшее поколение палестинцев относилось ко мне, выходцу из далекого городка Чистополя, как к своему единоверцу, стремящемуся содействовать нашей общей идеи мусульманства и продвижения его высоких идеалов. Они относились ко мне по-родственному с теплотой и доброжелательностью, искренне делились своими заботами и радостями. И я, естественно, ощущал себя словно среди своих близких друзей в Казани, Москве или Стамбуле.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.